В челябинском оперном театре вспомнили его основателя Исидора Зака
В минувшие выходные, 16 и 17 февраля, в челябинском театре оперы и балета вспоминали его основателя – Исидора Аркадьевича Зака. Недавно со дня его рождения исполнилось 110 лет.
Исидор Аркадьевич Зак получил образование в Одесской и Ленинградской консерваториях, и в течение своей жизни успел поработать в оперных театрах Куйбышева, Днепропетровска, Алма-Аты, Горького и Львова. Он является одним из основателей театров оперы и балета в Челябинске и Новосибирске. Под его руководством в южноуральской столице было поставлено 23 спектакля.
Главный дирижер челябинского театра оперы и балета Евгений Волынский был лично знаком с Исидором Заком и является его учеником. В интервью, размещенном на официальном сайте театра, он делится воспоминаниями о работе с признанным мастером. Евгений Волынский отмечает, что Исидор Зак был уникальным человеком, которого считают одним из столпов музыкального Олимпа России. Он работал с такими великими мастерами, как Сергей Лемешев и Иван Козловский.
- Ему очень нравился Челябинск, он всегда с теплом о нем отзывался. Любовь к столице Южного Урала и театру оперы и балета Исидор Аркадьевич пронес через всю жизнь и очень жалел, что отсюда уехал, - рассказывает Евгений Волынский.
По воспоминаниям Евгения Волынского, Исидор Зак был необычайно эрудированным человеком и бескомпромиссным дирижером. Он предъявлял высокие требования к себе и окружающим, не признавал никаких причин для пропуска репетиций. Несмотря на категоричный характер, его очень любили артисты и музыканты, а благодаря высокому качеству постановок, спектакли Зака шли на челябинской сцене много лет.
Спектакль по опере Чайковского «Евгений Онегин» - одна из самых ярких и необычных постановок на челябинской сцене. Именно его решили вновь показать зрителям в память об основателе театра. Премьера новой версии классической оперы состоялась на сцене театра в 2016 году.
Как ранее сообщало агентство Полит74, над спектаклем работала международная команда: челябинский дирижер Евгений Волынский, режиссер из Польши Михал Знанецкий, итальянский художник Луиджи Сколио, художник по костюмам Елена Сластникова, балетмейстер Юрий Клевцов. Трактовка главных персонажей, визуальное, актерское и режиссерское решение многих сцен удивили ценителей оперы, породив множество творческих дискуссий.
«Онегин в постели Татьяны или Бал в аквариуме» - так назывался репортаж агентства Полит74 с первого показа этого спектакля. С первых минут происходящее на сцене вызывает недоумение.
- Характеры привычных персонажей будто перевернуты: милая женщина, любящая своих дочерей, вдруг превращается в злобную стерву, обаятельный месье Трике – в похотливого донжуана, - рассказывается в репортаже.
Одной из ярких сцен спектакля является финальный бал, на котором Онегин и Татьяна встречаются через много лет после рокового признания. На сцену льются потоки воды, хор и балет зрители видят будто бы сквозь сплошную пелену дождя.
Высокую оценку критиков и зрителей этот спектакль получил в прошлом году на всероссийском фестивале «Видеть музыку». В частности, журналист Александр Матусевич отметил, что опера «Евгений Онегин» была проинтерпретирована столичными театрами на любой вкус, и удивить московских зрителей очень сложно.
- Но челябинскому театру оперы и балета это все же удалось. Южноуральский коллектив представил «энциклопедию русской жизни» в современном и несколько необычном обличье. Постановка мало кого способна оставить равнодушным, - пишет Матусевич.
Фото с официального сайта театра оперы и балета