Стал ли театр сферой услуг? Мнения челябинских экспертов

29.03.2018 10:23 Автор: Наталья Окорокова Стал ли театр сферой услуг? Мнения челябинских экспертов

Что такое современный театр – сфера услуг или искусство? Как найти баланс между необходимостью «сделать кассу» и высоким художественным уровнем постановок?

На эти непростые вопросы попытались ответить вчера, 28 марта, участники круглого стола в Челябинске. К дискуссии были приглашены представители челябинских театров и участники разных видов околотеатральной деятельности: зрители, блогеры, менеджеры, маркетологи, актеры и режиссеры. Организаторами встречи стали клуб интеллектуального и духовного общения «CREDO», секция театральных критиков челябинского отделения Союза театральных деятелей.


Менеджер: «Де юре мы оказываем услугу»

Как отметил директор Камерного театра Илья Коломейский, юридически театр является учреждением, которое оказывает услуги населению. Сложной проблемой для театральных менеджеров является удержать баланс между необходимостью заинтересовать СМИ и зрителя, но при этом не скатиться в эпатаж и «желтуху».

- Де юре, действительно, мы оказываем услугу. Лично мне это слух не режет. Главное, чтобы группа лиц, оказывающих услуги, была менее многочисленной, чем та, которая их получает. На данный момент менеджерам от культуры и функционерам приходится учитывать рыночные вещи, которые ранее были не свойственны театральному миру. Речь идет о механизме продвижения. Чтобы театр был на слуху, надо не только ставить хорошие спектакли, но и грамотно о них рассказывать. Чтобы увеличить число зрителей – нужно уметь заинтересовать СМИ, дать им качественный контент, картинку. Мы вынуждены держать баланс между «желтушными дебрями», тем, чего хотим мы, и чего хотят журналисты и зрители. Сейчас все бьются за то, чтобы «взять» соцсети, недавно пошел этот тренд, и идет активная борьба, - рассказывает Илья Коломейский.

Зрители: «Если это услуга – пусть будет высокого качества»

- Я по профессии математик, но люблю театр с малых лет, и могу считать себя профессиональным зрителем. Мне лично нужен разный театр. Если я хочу развлечься, в театре должны быть комедии, но не пошлые и примитивные. Завтра захочу прийти в театр, чтобы поразмышлять. Но и тут дело вкуса. Для меня идеалом является психологический театр Станиславского, Товстоногова, хорошая драматургия, режиссура, талантливые актеры. Если театр – это услуга, пусть она будет высокого качества, - говорит Игорь, один из участников дискуссии.

– Как зрителю мне не нравится отношение к театру, как к услугам, рыночное и маркетинговое. Как исследователь я понимаю, что это объективная действительность. Я занималась социологическими опросами зрителей, узнавала мнение режиссеров и актеров. Большинство зрителей приходят в театр, чтобы отдохнуть, воспринимают, как замену кино. Я тоже прихожу отдохнуть, но хочу видеть нечто более высокое, чем кино, - рассказывает любительница и исследователь театра Алина.

- В Челябинске есть взаимодействие театра и зрителя, но не массовое. О каких-то особенных событиях узнают от посредников, мероприятия направлены на узкую аудиторию. Если есть задача привлечь массового зрителя, нужно расширить этот круг, проводить какие-то акции, – предложила еще одна любительница театра Валерия.


Режиссеры: «Если театр обслуживает кого-то, он утрачивает лицо» 

По мнению режиссеров, качественный спектакль может появиться только в том случае, если его создатель не думает о конъюнктуре, не подбирает пьесу и художественные приемы заведомо под будущий кассовый успех.

– Это выбор каждого режиссера, заниматься конъюнктурой или нет. Как театр себя позиционирует, таким он и будет. Если ориентируется на массового зрителя, так и будет работать. Если на другие вещи – будет делать по-другому. Я выбираю мысли и идеи, которые созвучны мне, и с их помощью передаю то, что хочу сказать. Театр - искусство не для массового зрителя, мне бы не хотелось видеть в нем тех, кому дискомфортно отсутствие попкорна, – говорит режиссер Молодежного театра Александр Черепанов.

Это же мнение разделяет актер и режиссер челябинского театра драмы, преподаватель института культуры Сергей Чикурчиков. «Изначально я думаю не о зрителе, а о чем хочу поставить спектакль. Если идея меня заинтересовала, и есть команда, которая ее воплотит в жизнь, то это примет зритель», - убежден он.

– Будущий театр – не психологический, не игровой, он может разговаривать любым языком. Люди, которые создают спектакль, могут использовать элементы любого театра. Главное условие, чтобы это было высокохудожественное произведение, - говорит режиссер Нового художественного театра Дмитрий Фоминых. - Мы стараемся сделать так, чтобы все творцы вносили в спектакль свою мысль, и тогда найдутся те, кто придет смотреть его. Если театр намеренно начинает обслуживать кого-либо, он начинает утрачивать свое лицо, печь пирожки непонятно какого вкуса.

Журналисты: «Ориентироваться на зрителя – это тупик»

По мнению журналистки газеты «Южноуральская панорама» Екатерины Сырцевой, ориентироваться на зрителя театр не должен. Индивидуальные вкусы слишком различны, а критерии качества постановок давно размыты. Главное для спектакля – искренность его создателей, которая обязательно найдет у кого-нибудь отклик.

- Ориентироваться на зрителя это тупик, потому что зритель абсолютно разный. Думаю, на сегодняшний день для театра важны гибкость, открытость, стремление к разнообразию. Не нужно делить зрителей на «наших» и «не наших», театр на «качественный» или «некачественный», «психологический» или «авангардный». Все критерии и границы стерлись. Мои публикации основаны на искреннем желании что-то рассказать, донести мысль. Если есть – я ее транслирую, дай бог, она кому-то что-то откроет. Если бы я была режиссером, или тем, перед кем стоит задача продвинуть театр – я бы исходила из этих позиций, - убеждена Екатерина Сырцева.

Редактор сетевого театрального журнала Светлана Демцура рассказала о том, как в Челябинске развивается сообщество театральных блогеров. С помощью объединения «Прогрессивная театральная общественность» активные пользователи соцсетей могут бесплатно попасть на спектакль, обсудить его с создателями, задать им вопросы, после чего опубликовать развернутую рецензию на своих страницах.

– Блогер является соучастником театрального процесса. Благодаря блогам театр может получить качественную обратную связь. Это люди, которые пишут о театре на своей странице в соцсети, реагируют на события, которые не просто посещают репертуарные спектакли, но и активно участвуют в последующих обсуждениях увиденного, задают острые вопросы режиссерам, актерам. Хочется, чтобы блогерское движение в нашем городе развивалось. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы открыть доступ в театры заинтересованному зрителю, инициировать диалог, чтобы он стал системным, объединить театры и их усилия, чтобы больше людей вливалось в движение. Реакция театров есть, они открыты, и это радует, - отметила Светлана Демцура.


Круглый стол являлся одним из мероприятий масштабного фестиваля #ТеатрПространствоСвободы, который стартовал в южноуральской столице в Международный день театра, 27 марта, и продлится в течение месяца. В афишу фестиваля вошло множество различных мероприятий, среди которых выставка театральных художников, показы спектаклей, представления любительских студий, мастер-классы, экскурсии, театральные уроки и фотосессии, перформансы.



Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск