Автор: Наталья Окорокова

Челябинцы назвали пьесу Шергина «постмодернистской окрошкой»

Вчера, 25 июня, в Челябинске прошла читка пьесы Валерия Шергина «Н.Ж.В.Д.». В ней приняли участие артисты челябинского драматического театра, актер «Коляда-театра» Сергей Федоров, и сам автор. Постановщик читки – екатеринбургский режиссер Александр Вахов.

Челябинцы назвали пьесу Шергина «постмодернистской окрошкой»

Валерий Шергин – известный молодой драматург, ученик Николая Коляды. Его пьесы поставлены в нескольких театрах страны, в том числе в Челябинске. Пьесы Шергина не раз получали высокую оценку жюри на престижных профессиональных конкурсах «Любимовка», «Евразия», «Текстура», «Действующие лица», «Пять вечеров», «Свободный театр». Режиссер Александр Вахов неоднократно ставил спектакли по пьесам Валерия Шергина, и, по мнению экспертов, нашел к нему особый «ключ».

После презентации пьесы «Н.Ж.В.Д.» в Челябинске по традиции, сложившейся на читках, состоялось ее обсуждение. Большинство зрителей поблагодарили автора, режиссера и актеров за прекрасную постановку и положительные эмоции. Однако у некоторых слушателей произведение вызвало неоднозначную реакцию. В пьесе с названием в виде аббревиатуры, секрет которой автор так и не раскрывает, действие происходит во время гражданской войны. Большинство бойцов отряда красноармейцев погибает. Перед двумя, которые остались в живых, командир ставит задачу: доставить товарищу Ленину важный пакет. Главный герой берет на себя роль красного командира, вербует новых бойцов, сражается с бандой «зеленых», и почти достигает своей цели. Но затем красноармейцы сталкиваются с пришельцами из будущего, после чего главный герой попадает в наши дни и нелепо погибает.

- Актеры читали великолепно! А вот пьеса скучновата - то ли пародия, то ли рассуждения на тему фильмов «Белое солнце пустыни», «Адъютант его превосходительства», «Служили два товарища», «Мы из будущего». Но главное, не было интриги. Всё ждал какого-то неожиданного поворота сюжета, но так и не дождался, - разочарованно заметил челябинский краевед Юрий Латышев.

«Я давно понял, что Валерий Шергин хорошо владеем языком, умеет строить повествование. Но эта пьеса – какая-то постмодернистская окрошка из того, что мы думаем о гражданской войне, о сегодняшнем дне через призму гражданской войны, которая, на самом деле, у нас до сих пор так и продолжается. Судя по этой пьесе, Шергин пробует себя в жанре киносценария. В театральном прочтении это выглядит странно. Ведь без ремарок пропадет полспектакля, а в кино как раз ремарки можно обыграть, постмодернизм это позволяет», - отметил журналист Андрей Ваганов.

- Я рассматриваю эту постановку, как художественное произведение. Там есть развитие, нарастание сюжета, великолепные диалоги. Есть, где посмеяться, есть, над чем подумать. Я не считаю, что пьеса кинематографична. Только театр может дать настолько живые эмоции, - сказала одна из зрительниц.

«Прекрасный спектакль, глубокая пьеса, в ней много мудрости и аллюзий. Определить жанр невозможно, стиль постоянно меняется, а действие все время ломается – это и есть постмодернизм», - поделилась мнением еще одна участница обсуждения.

- Эта пьеса отражает мое отношение к жизни. Я вырос на фильмах, где красные всегда хорошие, а белые – плохие. Потом, в 90-е годы, все поменялось. Почему белые – это плохо? Теперь я сам задаю себе этот вопрос. За что умирали те люди? Что было бы, если им сказали, что в будущем станет все так, как они хотят? В этой пьесе мои мальчишеские воспоминания, все мы играли в детстве в белых и красных, - сказал Валерий Шергин.

В читке принимали участие челябинские актеры Александр Бауэр, Иван Грачев, Вадим Долговых, Анна Каймашникова, Денис Кирш, Дмитрий Волков, Сергей Алешко, Николай Осминов, Владислав Коченда, Роман Чирков, Михаил Зузнев, Евгений Болтнев, Дмитрий Писарев, Екатерина Зенцова.

- Всего за три репетиции нам надо было услышать и понять друг друга. По-моему, это у нас получилось, - отметил режиссер Александр Вахов.

Фото Юрия Латышева
Фоторепортаж Александра Исакова