При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Алексей Стародубцев: «Фламенко в России – ошибка природы, и для меня до сих пор экзотика»

Весна в Челябинске оказалась невероятно богатой на события, связанные с искусством фламенко

Алексей Стародубцев: «Фламенко в России – ошибка природы, и для меня до сих пор экзотика»
Композитор, музыкант Алексей Стародубцев (фото из личного архива Алексея Стародубцева)

Композитор, музыкант Алексей Стародубцев (фото из личного архива Алексея Стародубцева)

В апреле традиционный фестиваль «Flamenco de primavera» собрал на южноуральской сцене более 160-ти исполнителей из десяти городов. Через три дня с огромным успехом в Органном зале прошел концерт-лекция гитариста и композитора Ивана Доржиева.

В мае южноуральцев ожидает еще одно значимое событие в мире фламенко: концерт с участием уникального композитора, пианиста, гитариста и певца Алексея Стародубцева (Москва). Для многих исполнителей в России Алексей Стародубцев также в той или иной степени является педагогом.

О том, чем так привлекательна экзотическая музыка испанских цыган для жителей России, какой путь пришлось пройти музыканту, чтобы освоить сложные техники и непривычные ритмы, Алексей Стародубцев рассказал в интервью агентству Полит74.

- Алексей, расскажите, пожалуйста, как вы увлеклись фламенко и где учились этому искусству? Кто ваши любимые музыканты, на какие образцы вы ориентируетесь, создавая свою музыку?

- Фламенко я увлекся в возрасте 14-15-ти лет. Впервые я услышал его в исполнении украинского гитариста Евгения Седько. Этот замечательный музыкант тогда жил в Киеве. Я познакомился с ним на международном конкурсе «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге. Я был довольно юн, учился в училище при консерватории имени Чайковского на теоретическом отделении. Евгений Седько был сформировавшимся фламенковым гитаристом, играл композиции в стиле пуро (*пуро – традиционное фламенко), очень архаичном. Играл чисто, круто, стильно! Через год или два Евгений выпустил альбом, состоявший из нескольких композиций в традиционных стилях. Этот альбом и сейчас великолепно слушается, а Евгений с годами стал играть еще лучше. Таким был мой первый опыт, которым я вдохновился в этом жанре.

Потом в Москве я начал заниматься у Павла Баталина. Моя учительница по гитаре Татьяна Владимировна Дорошева помогла найти Баталина через одного интересного музыкального деятеля – Сергея Каржавина. Он был гитарист, теоретик гитары. Написал несколько маленьких тетрадей, в которых рассказывал о фламенко практически научным языком. Это сложная литература, которая тогда для меня была нечитабельна.

Хочу отметить, что актуально для нынешних времен, все эти люди были теоретически подкованы! Они изучали тему, копая глубоко. Павел Баталин, например, брал уроки у Маноло Санлукара. И с ним я начал так же глубоко погружаться во фламенко.

Потом состоялись поездки в Испанию, где были занятия с известными гитаристами. Это Хесус Хоакин «Пучеро», Давид Серредуэла. И Эдуардо Кортес, хотя мне сложно назвать его своим педагогом: он не учил меня ни одной минуты. Я брал у него классы, где он играл, а я смотрел и учился, скорее, сам. Другие два мэтра, у которых я занимался, «Пучеро» и Серредуэла, были настоящие учителя. Давид Серредуэла учил меня не только игре, но также импровизации, гармонии, уделял много внимания сольному исполнению. Несколько уроков я брал у «Чикуэло» (*Хуан Гомес - известный гитарист из Барселоны), но это было больше творческое соприкосновение с действительно крутым деятелем фламенко, чем учеба.

У меня нет кумиров, конкретных личностей, на которых я ориентируюсь. Я использую весь опыт, накопленный за время существования фламенко. На основе этого сплава, как человек с основательной музыкальной базой, я имею возможность широко мыслить. Это позволяет писать музыку в разных стилях, не только одного гитариста, а разных эпох, географических зон, и в разной стилистике игры.

- Сообщество фламенко в России довольно обширное, но по большей части состоит из людей, которые специализируются на танце. Почему гитаристов фламенко в нашей стране (тем более, за пределами столичных городов) так мало?

- Фламенко здесь не должно было случиться в принципе! То, что мы вообще это имеем, большая ошибка природы. Но раз уж так вышло, что мы являемся «ломаными хромосомами», занимаясь этой культурой, надо понимать: гитара фламенко - безумно сложная история! Это инструмент, который требует долгой физической подготовки. Ударная техника требует такого же количества физических упражнений, как, например, при занятиях спортом. Мало кто может уделить этому должное внимание, имеет настолько сильное желание и терпение. А также достаточно времени и финансов. Хотя последние два пункта я считаю продуктом интереса и любви к музыке.

Поэтому гитаристов мало. За последние, наверное, лет пять я не назову ни одного гитариста в поле моего внимания, который бы хоть как-то профессионально продвинулся в гитаре фламенко. Я не имею в виду стилизацию, классическую или испанскую гитару. Речь именно о гитаре фламенко, когда музыкант играет в компасе, импровизирует в аккомпанементе, играет определенные пало (*пало - традиционные стили фламенко).

- Несмотря на растущую популярность фламенко во всем мире, это музыкальное направление нередко воспринимается, как некая экзотика. Давайте разберемся, насколько верны стереотипы о фламенко. Например, «фламенко – это веселый женский танец, где у танцовщицы широкая юбка и роза в волосах» - так ли это? Или еще одно популярное убеждение: «Исполнять настоящее фламенко могут только испанцы, представителям других национальностей это не дано».

- Обычно говорят, что «фламенко - страстный танец», но ведь это верный стереотип! Насчет женского я не согласен, но где юбка и роза в волосах, это действительно так. Почему это произошло? Есть определенные элементы костюма, которые показывались чаще, чем другие, они и стали стереотипами.

Но это не самый страшный стереотип. «Исполнять настоящее фламенко могут только испанцы, представителям других национальностей это не дано» - это неправильно сформулированная фраза. Исполнять фламенко могут любые люди, никому это не запрещено. Вопрос, как исполнять? Конечно же, как испанцы, не смогут представители других национальностей! Это сильнейшая этническая культура.

Но ставим ли мы перед собой задачу исполнить фламенко, как испанцы? Или мы хотим играть так, как мы это слышим? Вот здесь проходит тончайшая грань! Допустим, непрофессиональный во фламенко человек начинает говорить, а зачем нам копировать испанцев? Мы можем делать по-своему! И начинает творить на сцене лютую дичь. 

Я никогда не стремился к тому, чтобы моя музыка была похожа на ту, что делают испанцы, и чтобы они ее оценили. Но в образовательном процессе копировать нужно, и делать это обязательно, в обучении это одна из основных вещей. Но для конечного результата подражание может не являться целью. Именно поэтому обсуждаемый стереотип я считают недействительным.

- Вы во фламенко универсал – композитор, гитарист, пианист, кантаор, владеете пальмасом, и насколько я знаю, изучали основы танца. Это просто любопытство, «творческая жадность»? Или существуют какие-то объективные причины, по которым необходимо владеть всеми этими навыками сразу?

- У каждого направления был определенный путь. Я пришел в танцевальную студию к Людмиле Тюсенковой, позанимался два раза, после чего мы вместе поняли, что мне не стоит продолжать. Было лень и сложно, нужно ездить в зал, таскать сменную одежду. Я был к этому совершенно не готов.

Что касается композиции, этот путь я выбрал с детства и пошел учиться на композитора. Мне было интересно, я всегда сочинял музыку. На гитаре и фортепиано тоже играл с детства. По классу фортепиано закончил музыкальную школу, на гитаре начал играть с 13-ти лет. В училище параллельно учебе на композиторском отделении изучал академический вокал. Все эти направления присутствовали в моей жизни до фламенко.

Другой вопрос, что в этой музыке мне интересен не инструмент, а сама музыка с точки зрения того, как она устроена. Гитара, рояль, голос, танец, перкуссия – не важно, что именно является музыкальным инструментом. Инструментом не в смысле предмета для извлечения звука, а способом воздействия на слушателя. Ты можешь играть фламенко на гитаре, можешь на скрипке, а можешь спеть. Это для меня одно и то же. Когда меня спрашивают, что мне больше нравится – гитара или рояль, я говорю, что нравится музыка, которую буду играть.

- Традиционно во фламенко используется гитара, вы играете и на фортепиано. Расскажите, как возникла такая идея?

- Фортепиано во фламенко действительно очень редкая история. Она нестандартна из-за того, что в Испании фортепианная школа крайне низкого уровня, так же как и во многих других странах Европы. Уровень академической музыки, в отличие от России, там всегда был не особенно высоким. В связи с этим пианистов в Испании не так много.

Я закончил музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано, в училище тоже играл на рояле. Дальше занялся гитарой, на пианино долго не играл, как минимум, пять лет. А потом как-то сел за инструмент и попытался переложить свои пьесы, используя гитарные техники. Получилось очень интересно! В первую очередь, с точки зрения постановки руки. Левая рука у меня круглая без ногтей, правая рука плоская, потому что на ней гитарные ногти. Две руки играют разным звуком в разных плоскостях.

- Ощущаете ли вы разрыв связей с носителями культуры фламенко из-за сложной внешнеполитической ситуации? Как, по вашему мнению, она уже повлияла, или может повлиять на развитие фламенко в России? И нужно ли вообще у нас его развивать?

- Никаких гонений, особого отношения я на себе не ощущаю. Наоборот, люди, с которыми я общаюсь в Европе, спрашивают меня, как дела, скоро ли мы сможем что-то вместе сделать. Также не вижу проблем у других людей из сферы фламенко. Они, например, летают на фестиваль в Херес, хотя это и стало очень дорого. Но в связи с внешней политикой никаких проблем для отношений между артистами и другими заинтересованными лицами я не вижу. Есть только вопросы технического и финансового характера.

Нужно ли развивать фламенко в России? Я думаю, не нужно. Для страны, наверное, лучше, чтобы фламенко здесь не было. Что касается людей, большой вопрос, кто действительно хочет этим заниматься? Лично я готов, потому что мне интересно. Я считаю, это достойная музыка, и поэтому продолжаю заниматься фламенко с не меньшим рвением, чем лет 5−7 назад.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий В копейском ФОКе флаги Казахстана и Абхазии
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/