5 февраля 2008, Автор: Елена ИЛЬИНА

Спор и ныне там

Российское минобразования одобрило концепцию учебного плана «Духовно-нравственная культура», разработанную Русской православной церковью. Как отнесутся к новшеству представители других конфессий, педагоги и родители школьников?

Споры по этому поводу продолжаются шесть лет. Напомним, РПЦ настаивала на введении в школьную программу курса «Основы православной культуры» с 2002 года. Чиновники от образования не соглашались, ссылаясь на то, что в России церковь отделена от государства. Против были также ряд деятелей науки и культуры. Группа из десяти академиков под предводительством нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга в прошлом году даже направила письмо президенту РФ, где указала на пагубные последствия «возрастающей клерикализации российского общества».

Не в восторге от идеи РПЦ были и представители других конфессий. Они опасались, что школьный курс «Основы православной культуры» послужит благодатной почвой для развития у детей ксенофобии, а светская идеология будет подменена церковной.

В свою очередь православная церковь предлагала мусульманам, иудеям и буддистам ввести соответствующие предметы в школах, а атеистам – предмет нерелигиозного, философско-культурологического характера. Представители же других конфессий ратовали все это время за изучение в школе основ истории религий.

Тем не менее, минобразования РФ наконец-то поддалось на «уговоры» РПЦ. Министерство одобрило разработанную православной церковью концепцию учебного плана «Духовно-нравственная культура» и рекомендовало Российской академии образования использовать ее для разработки новых государственных стандартов.

Интересно, что еще в декабре Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил о начале преподавания курса «Основы православной культуры» в школах с 1 сентября 2009 года.

Готова ли российская школа к такому новшеству? Считают ли родители школьников «православную» дисциплину необходимой? С таким вопросами «Полит74» снова обратилось к челябинцам.

Александр Кузнецов, начальник городского управления образования:

- Насколько я понимаю, речь идет не об обязательном внедрении курса «Основы православной культуры», а лишь о предложении преподавать его в школе. Образовательные учреждения сегодня сами – при участии родительской общественности – могут решать, вводить ли такой курс. Если педагоги школы считают нужным, а родители не против – то почему бы и нет? Главное, чтобы были соблюдены госстандарты образования. Что касается педагогов, которые смогли бы вести такой курс, то пока не стоит говорить о том, что он обеспечен кадрами. Я по специальности историк, и во время преподавания в школе таких тем, как, например, введение православия на Руси всегда старался приглашать представителей епархии. Среди них есть люди, которые могут рассмотреть такие темы и с позиции религии, и с точки зрения развития общества. Но таких специалистов единицы. Хотя, наверное, если курс окажется востребованным, то и вопрос кадровой подготовки будет решаться.

Виталий Латюшин, ректор Челябинского педагогического университета:

- Честно говоря, я не в восторге. У нас страна многоконфессиональная. Представьте себе детей, исповедующих мусульманскую религию. Что они будут чувствовать, когда на уроках их заставят изучать православие как единственно верное религиозное течение? Идея возродить изучение православия в школах – это дорожка, которая всех нас приведет в ад. Подобные инициативы вносят один только раздрай и конфликты. Есть закон, на мой взгляд, совершенно правильный – школа вне политики и вне религии. Человек должен и может самостоятельно решать, во что ему верить. И всем нам необходимо быть толерантными и терпимыми к различным вероисповеданиям... В Белгородской области «Основы православной культуры» уже ввели – с первого по одиннадцатый класс. А те, у кого другая вера, в это время гуляют, для них не придумано ничего лучше... Вопрос о кадрах тоже сложный. Мы, например, своим студентам даем какую-то подготовку по вопросам культуры и религии, но ни один наш выпускник не является специалистом по такому предмету... Скорее всего, думаю, будет так: сейчас соберут учителей на недельные или двухнедельные курсы повышения квалификации – и вперед. А достаточно ли будет этой подготовки, никто не знает.

Елена Коновалова, директор школы № 124:

- Наша школа имеет опыт факультативного преподавания предмета «история религий». По-моему, он более лояльный и более интересный, поскольку дает культурологическое представление об истории возникновения и развития разных религий. Кроме того, он обеспечен современными энциклопедиями, а в нашей школе был еще и подкреплен курсом мировой художественной культуры. А введение «Основ православной культуры», на мой взгляд, не всеми родителями будет воспринято положительно в силу даже разной национальной принадлежности. Это может привести к созданию эмоциональной и социальной напряженности в школе... История религий у нас сейчас не ведется – главным образом, из-за нехватки учебного времени. Но если будет «родительский заказ», то мы этот предмет возродим – ресурсы для этого в нашей школе есть.

Алеся Тополева, педагог по образованию, мама первоклассника:

- Я могу рассматривать такой курс только в качестве факультатива. К тому же надо посмотреть, каким он будет по содержанию – если чисто информативным, это одно, а если с элементами насаждения православной веры, то это недопустимо – ребенок должен сам делать подобный выбор. Мне более близка идея преподавать историю религий, которую, кстати, можно включить в курс мировой художественной культуры, например.

Руслан Тавдиряков, помощник представителя Совета муфтиев России по внешним связям на Южном Урале:

- Конечно мы приветствуем возрождение духовно-нравственного влияния церкви на россиян. В прошлом многие из них были атеистами, сейчас начинают жить и воспитывать детей по заповедям Иисуса Христа, которого мусульмане почитают. Приветствуем мы и добрые отношения с православной церковью во имя сохранения мира в стране. Однако, наша позиция заключается в том, что государство может ввести в школах курс «История мировых религий», имеющий просветительский характер. Иная позиция противоречила бы основному российскому закону - Конституции РФ, по которой Россия является светским государством, а все религиозные организации отделены от него. Сюда можно отнести и обязательства РФ по международным договорам, по которым запрещается любое насилие в вере, ведь оно подразумевает клерикализм. Государство должно уважать интересы как мусульман, так и иудеев, и христиан.

Отец Ярослав, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации:

- У нашего региона в этом плане есть особенности. Епархиальный отдел религиозного образования крайне молод, он образован был лишь в сентябре прошлого года и нам важно было решить в первую очередь проблемы внутрицерковных воскресных школ. Поэтому сегодня, если говорить о предмете «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах, надо решать, прежде всего, проблему кадров. Сейчас этот предмет преподавать некому. В соседнем Екатеринбурге преподавание уже ведется, но там при Епархии существует учительская семинария, были организованы специальные курсы, 8 лет исполнилось факультету теологии при университете. Там давно все развивается. Но, как вы понимаете, в появлении этого предмета в школьной программе заинтересовано священноначалие, где есть известные люди из педагогики. Поэтому все зависит от команды: скажут нам в год уложиться и решить проблему, будем пересматривать очередность своих дел и заниматься в первую очередь этим. В принципе, вопрос решаемый. Что касается возникновения на этой почве противоречий с другими конфессиями, то мы не должны печься о разработке подобного курса мусульманами или иудеями. Они вправе позаботиться о подобных предметах в школьной программе сами. Это дело добровольное. Пока предмета, о котором мы говорим, нет в школьной программе на 2009 год. Как нет и окончательного варианта учебника. Следовательно, время для подготовки у нас есть.

Однако шесть лет не изменили расклада мнений в российском обществе. Как видим, спор и ныне там. Разрешится ли он после команды сверху?