14 ноября 2007, Автор: Наталья ТАРНАКИНА

Автомобилисты предлагают гаишникам осиновый кол

Автомобилисты предлагают гаишникам осиновый кол

Дураки и дороги - известная российская проблема. Непристегнутые ремни, пробки даже в небольших городах, коррумпированные структуры и полная безответственность - бороться с дорожным беспределом автомобилисты готовы на высшем уровне. Уже выработана стратегия. Вчера на пресс-конференции Виктор Похмелкин, лидер движения «Автомобилисты России» пояснил, как можно избавить страну от двух главных проблем с помощью реформы ГИБДД и «осинового кола».

30 тысяч человек ежегодно гибнет на российских дорогах, 300 тысяч получают тяжелые увечья. Страшные цифры привели лидера движения «Автомобилисты России» и одного из лидеров партии «Гражданская сила» к борьбе с дорожным беспределом на высшем уровне власти. Уже сейчас, как депутат Госдумы, Виктор Валерьевич предложил на рассмотрение программу с громким названием «Дороги – без жертв и без пробок». Главный автомобилист считает, что введение программы позволит снизить количество жертв на дорогах, а также сократить пробки на 40 процентов. Выдвигались и более амбициозные цели - полная ликвидация смертности на дорогах к 2015 году.

Шокирующие ролики и полная реформа

Однако столь замечательная инициатива автомобилистов, по словам Виктора Валерьевича, встретила жесткое сопротивление со стороны ГИБДД и МВД России. Во-первых, программа подразумевает реформу ГИБДД.

- Структура должна превратиться в не коррумпированную дорожную полицию, - пояснил Виктор Похмелкин. - Это кадровая чистка. Сотрудники ГИБДД должны отвечать за смертность на дорогах и пробки. Почти половина смертей происходит из-за несвоевременной медицинской помощи. Необходимо так организовать работу, чтобы машина с врачами приезжала немедленно. Кроме того, стоит обучать всех водителей навыкам первой медицинской помощи. Наконец, 80 человек из 100 пострадавших в аварии погибают из-за непристегнутого ремня безопасности. А если пустить ролик, как например в Швеции, в котором детально показано, что происходит с человеком во время ДТП, если он не пристегнут? Жестко, но действенно.

Но это вопрос более обширный, относящийся к общей культуре человека на дороге. Сюда можно отнести и откровенное хамство некоторых водителей - желание подрезать, обогнать во что бы то ни стало.

А вот мотивировать сотрудников ГАИ к службе по правилам программы просто - связать зарплату не с числом пойманных нарушителей, а с количеством аварий и пробок на подотчетном участке. По словам Виктора Валерьевича, в его родном Пермском крае подобный эксперимент проводился и имел положительные результаты. Однако внедрить по всей России подобный интерес почти невозможно.

- Сегодня мы имеем дело со сформировавшимися кланами, которые благодаря нынешней системе получают колоссальные доходы. По некоторым оценкам, ежегодный объем взяток сотрудникам ГИБДД разного уровня составляет один миллиард долларов в год, - пояснил Виктор Валерьевич. Причем существуют планы по взяткам и система распределения теневых доходов наверх: от сотрудников низшего звена к руководящим чинам.

Что мы имеем на самом низшем уровне? Посты ГАИ стоят всегда после знака или опасного участка дороги, чтобы выловить нарушителя. От этого нарушений меньше не станет. Но ситуация может измениться, если машина ГИБДД будет стоять до знака. А лучше и до, и после. Тогда притормозит даже нерадивый водитель.

Ловля на живца

Как выяснилось, автомобилисты самостоятельно пытаются бороться со взяточничеством на дорогах. Однако операция «Осиновый кол» вызвала крайнее недовольство определенных структур. В качестве эксперимента она проводится сейчас в Санкт-Петербурге, но придет и в другие города. В рамках операции взяточники ловятся «на живца», а факт вымогательства фиксируется с помощью технических средств.

- В настоящий момент борьба с вымогательством на дорогах ведется очень вяло, – продолжил Виктор Похмелкин. – В 2006 году поймано лишь 224 взяточника, из них привлечены к ответственности всего 80. В рамках операции «Осиновый кол» в одном Санкт-Петербурге выявлено 33 случая вымогательства взяток, и виновные понесут наказание. Цель операции – воздействовать на сотрудников ГАИ, чтобы они знали - за взятку можно понести наказание. С другой стороны - это правовое просвещение водителей. Они должны знать, что за свои права можно и нужно бороться.

Досталось от автомобилиста и коррумпированности на уровне дорожного строительства. По его словам, схема выделения средств на дорожное строительство должна быть полностью прозрачной, так как «50 процентов денег у нас воруют». Для этого необходимо восстановить дорожный фонд, ведь из тех денег, что выплачивают водители, лишь 9 процентов уходит на дорожное строительство.

Долой отечественный автопром

В этом случае статистика опять же на стороне реформаторов. Люди на иномарках выживают гораздо чаще. Здесь предложение простое - для начала запретить эксплуатацию автомобилей без подушек безопасности.

- Главные машины-убийцы - автомобили отечественного автопрома! - воскликнул в сердцах Виктор Похмелкин.

Ужесточить было предложено и сдачу экзамена на водительские права. Наиболее аварийной категорией водителей являются новички, и в связи с этим необходимо заниматься не реформированием автошкол, а тем, чтобы экзамен действительно проверял навыки, влияющие на безопасность, и проводить его должны опытные автомобилисты, которых кандидаты в водители даже знать не будут, не говоря о том, что зачастую в ГАИ права просто покупаются. Автошколам, по мнению Похмелкина, придется подстраиваться под новою систему, так как им не выгодно иметь большой процент несдач.

Отстранить ГИБДД автомобилисты хотят и от проведения техосмотра. К примеру в США эту функцию выполняют компании по ремонту автомобилей. Если авто, прошедшее недавно техосмотр, попадает в аварию по причине неисправности, компания лишается лицензии. Поэтому ремонтники заинтересованы в качественном обслуживании автомобиля перед выдачей его владельцу карточки о техническом осмотре.

А вот насчет ужесточения штрафов Виктор Валерьевич высказался категорически против. 10-15 процентов водителей, по его словам,  не внемлют никакому штрафу.

- Я не считаю, что увеличение штрафных санкций окажет радикальное влияние на безопасность на дорогах. Есть два принципа эффективности наказания – неотвратимость и справедливость. Пока мы имеем дело с нынешней структурой ГИБДД, обеспечить неотвратимость крайне сложно, равно как и справедливость.