28 сентября 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Челябинский театр оперы и балета снова лихорадит

Челябинский театр оперы и балета снова лихорадит

В прошлом году музыканты писали петиции и бастовали, в этом – артисты увольняются. Художественный руководитель театра Денис Северинов поставил ультиматум: либо турне за границу и заявление по собственному желанию, либо отказ от гастролей. Порядка 20 солистов балета и кордебалета приняли решение не в пользу родного театра. Понять их можно: заработки на гастролях не в пример зарплатам выше, да и оперный уже не тот, что раньше. Челябинский академический театр оперы и балета имени М.Глинки несколько лет тяжело болен.

Для решения очередного конфликта был в срочном порядке созван консилиум, в состав которого вошли министр культуры Владимир Макаров, заместитель председателя ЗСО Семен Мительман, а также руководители и артисты театра. Вчера журналистам объявили: лед тронулся, и компромиссы найдены.

Однако танцоры не слишком доверяют словам: обещаниями сыт не будешь, а ничего другого они пока не получали. Как рассказал музыкант оркестра Владимир Колесов, со дня последнего конфликта, случившегося в августе 2006 года и вылившегося в забастовку, никаких существенных перемен в лучшую сторону не произошло. Через суд музыканты отстояли право на доплаты за недостающих коллег, однако, по словам Владимира Степановича, доплат как не было, так и нет.

Последний рецидив произошел в результате столкновения интересов артистов и руководства театра. «В июне была договоренность, что нас отпустят на гастроли. Ребята рассчитывали на эту поездку, - рассказала Елена Потапович, заслуженная артистка России, педагог-репетитор труппы. – Но потом планы руководства изменились. Все карты спутал график фестиваля «Сцена-2007», который пришелся как раз на дни гастролей.

Артистов заставили выбирать: гастроли или работа в театре. Самое обидное, что впервые в 2007 году артисты должны были выступать от своего имени, от имени Челябинского академического театра оперы и балета, - а это так престижно». Интересный момент: по словам Владимира Макарова, руководство театра узнало о намерениях коллектива слишком поздно, из докладной, предоставленной 10 августа.

Добавили дегтя в общую бочку неудовольствия и неожиданно маленькие отпускные. Одна из артисток рассказала: «Существует система: за каждый номер танцору начисляется определенное количество баллов. Конечная зарплата зависит от того, сколько номеров и какого качества номера артист станцевал в течение месяца. К данной цифре прибавляется фиксированный оклад, согласно разряду.

Обычно отпускные – это среднегодовая зарплата. Однако на сей раз люди получили только фиксированную ее часть, то есть на руки им выдали в среднем по 4-5 тысяч рублей, солистам – больше. При условии, что часть денег идет на оплату съемных квартир, артисты остались ни с чем».

Ознакомившись с проблемами коллектива, руководство области решило компенсировать затраты на съем жилья для приглашенных артистов. Для этих целей из областного бюджета будет выделено 2 млн. рублей. А к концу 2008 года в центре города планируется построить многоэтажный дом специально для коллектива Челябинского театра оперы и балета.

- Кроме того, губернатор Петр Сумин принял решение, которое прошло согласование в ЗСО Челябинской области, - с 1 января 2008 года увеличить ежегодный грант для театра с 13 до 23 млн. рублей, - добавил Владимир Макаров.

Наконец, еще одно существенное изменение: с артистами будут заключаться контракты. По мнению, Семена Мительмана, это позволит людям чувствовать себя психологически более комфортно и юридически защищенными. Психологического комфорта и в самом деле не хватает коллективу. Чего только стоит отказ затравленных танцовщиков общаться с журналистами: по их словам, руководство строго-настрого запретило выносить сор из избы.

Но надеяться на скорое разрешение конфликтов не стоит. Со стороны сотрудников театра готовится новая волна обращений в суд. Коллектив намерен устранить очередную несправедливость. «В 2003 году губернатор издал распоряжение, по которому обязал провести аттестацию работников бюджетной сферы, чтобы уточнить разряды и проверить, правильно ли выплачиваются зарплаты, - рассказал Владимир Колесов.- После этого издается указ всему коллективу театра понизить разряды и, соответственно, оклады. Нас тогда обманули. Сказали, что пришел приказ из Москвы о понижении разрядов. Мы, как дурачки, подписали эту бумагу. Куда деньги ушли, я не знаю. Уже три человека подали в суд. Некоторые боятся. Надеются на то, что, как нам обещают в очередной раз, грант повысят».

Мнение художественного руководителя балета Валерия Кокорева:

- Вчерашнего события не было бы – я имею в виду встречу столь высоких лиц с коллективом, – если бы в театре не возникла организация «Единая Россия». Меня избрали секретарем театральной партийной организации. Мы обратились к председателю партии Владимиру Мякушу с письмом, где изложили все существующие проблемы театра.

Реакция властей положительная, я считаю. Большое спасибо Петру Ивановичу Сумину за то, что он моментально отреагировал. Партийная организация у нас немногочисленная (пока восемь человек), но охватывает балет, оркестр, производственные цехи и руководство. Очень хорошо, что вчера наконец начался конструктивный разговор. Если до сих пор приходилось выслушивать монологи, допустим, Владимира Николаевича, то вчера, мне показалось, он абсолютно адекватно оценил ситуацию и наконец понял, что артистам балета не заплатили отпускные в полном объеме.

Люди получили часть зарплаты, а некоторые до сих пор не получили августовскую зарплату до конца. Но вчера начали выдавать артистам балета остатки зарплаты. Вдруг выяснилось, что все возможно сделать. С 1 октября закрываем единственный наш большой балетный зал, где можно репетировать, на ремонт. У нас появился даже кулер с водой. Очень приятно сознавать, что к этому причастна партийная организация.

Коллектив всегда был готов к сотрудничеству. Когда возникли проблемы с оркестром в прошлом году, я лично отговаривал людей бастовать. Результат есть, мы будем держать его на контроле. Более того, партийная театральная организация будет вести работу и с другими театрами. Думаю, что мы существенно улучшим атмосферу.

Вчера пообещали восстановить уволенных артистов. Коллектив в театре великолепный. Это наше достояние. Самое главное – удалось остановить развал театра. Ведь были идеи превратить наш балет в камерный. Катастрофа, если бы удалось их осуществить. Театр вынужден был бы отказаться от классического репертуара. Поспешное решение вчера отпало само собой.

В результате конструктивной беседы выяснилось, что, скорее всего, нам надо пересматривать статьи бюджета театра. Механизм, по которому театр работает, изначально ориентирован на минусовой баланс. Из месяца в месяц мы потребляем больше, чем получаем.