20 сентября 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА, Ольга ТИТОВА

Образцовое образование

Образцовое образование

На днях депутаты Госдумы приняли почти героическое решение – утвердили в первом чтении законопроект о едином государственном образовательном стандарте. Этого документа, регламентирующего учебную нагрузку и содержание программ для средней школы, ждали почти 15 лет. В июне 2002 года депутаты предприняли попытку одобрить государственный стандарт – аналогичный законопроект прошел экспертизу в Главном государственно-правовом управлении президента РФ – и даже одобрили в первом чтении, а потом забыли про него… Есть вероятность, что и новый законопроект постигнет та же участь. В противном случае уже в январе 2008 года единый государственный образовательный стандарт вступит в силу.

Что думают южноуральцы о долгожданном законопроекте? И какую пользу он должен принести ученикам и учителям?

- Введение единого стандарта необходимо, чтобы учителя четко понимали, чему учить и как учить, - считает начальник управления образования Челябинска Александр Кузнецов. – К сожалению, идея о Госстандарте, разработанная в 1992 году, так и не была реализована, и 15 лет мы работали по временным требованиям к уровню подготовки учащихся. Сегодня разработаны стандарты уже второго поколения. Принципиальное их отличие в так называемом компетентностном подходе к результатам обучения. Новые стандарты ориентированы не только на знания, а, в первую очередь, на умение использовать их на практике. Такой подход уже давно ставится во главу угла в некоторых странах: по результатам ряда международных тестов побеждают школьники Финляндии, Южной Кореи, Японии, наши же дети наряду с американскими учащимися занимают места в третьей десятке.

Безусловно, необходим базисный план, чтобы сохранить единое образовательное пространство на территории всей страны. В общем-то, и раньше существовало три «кита» - базисный план, региональный и школьный компоненты. При этом базисный план составлял три четверти от всего содержания образования. В остальном предполагалась вариативность. С одной стороны это неплохо, но с другой – большинство школ использовали свою «долю» на усиление базисного плана, на подготовку к ЕГЭ. Делалось это потому, что базисная часть была небольшой, а требования к выпускникам – высокими. Новые стандарты предполагают более взвешенный базисный план, более четкое соотношение между ним и требованиями к результату образования. А дополнительные часы школы смогут использовать и по своему смотрению – если позволяет квалификация педагогов.

И еще один момент. Основная проблема, возникшая еще в 90-е годы, заключалась в том, что требования к уровню подготовки выпускников выставлялись, а в каких условиях должен был происходить базовый процесс обучения, сколько на это нужно денег – никто не определял. Новые стандарты, конечно, не идеальны, но, по крайней мере, в них четко прописано, какие условия должно создавать государство для того, чтобы были выполнены базовые требования.

Заметим, что учителя и директора средних школ в большинстве случаев отказываются комментировать законопроект. Кто-то уходит от ответа, кто-то отвечает уклончиво.

- Я пока не готова оценивать законопроект, поскольку не знакома с ним, - рассказала Елена Коновалова, директор школы № 124. – Однако особой революции не вижу. У нас и сейчас есть базисный, областной и школьный компоненты в содержании образования. Школьный компонент каждое образовательное учреждение наполняет по своему усмотрению. У нас, например, углубленно изучаются физика и химия, так что этим предметам мы и посвящаем дополнительные три-четыре часа в неделю.

Более категоричен Александр Попов, директор лицея № 31: «Слава богу, мы не общеобразовательная школа. Поэтому проблема единого образовательного стандарта нас не касается. Существует три десятка физико-математических лицеев. Регулярно мы встречаемся с директорами и учителями, обсуждаем общие проблемы, ориентируемся друг на друга».

Вероятно, все дело в том, что государственный образовательный стандарт уже сложился на практике. По крайней мере, вопросы относительно абсолютного минимума знаний перед учителями не стоят. Образцом для подражания служит Единый государственный экзамен, который фактически указывает на тот уровень образования, который получают наши дети в школах. Не случайно в старших классах, особенно в 11-м, школьники зачастую занимаются тем, что подгоняют свои знания под стандарты ЕГЭ.

Таким образом, закон о едином образовательном стандарте решает скорее политические и финансовые проблемы.