20 августа 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Книжные «черви»

Книжные «черви»

Российские учителя получили уникальную возможность: высказать свое мнение о содержании школьных учебников и сделать конкретные предложения по устранению их недочетов. На сайте Федерального совета по учебникам (www.fsu.edu.ru) открылся форум, созданный специально для данной цели. В регионы был отправлен приказ Министерства образования и науки России оповестить об этом местные учебные заведения. Первые отзывы уже поступили на форум.

Личное мнение

Как рассказала учитель литературы старших классов челябинской школы № 15 Светлана Палагина, учителя и раньше имели возможность обсуждать учебную литературу. Для этого существуют методические объединения, проводятся съезды учителей.

Критика обобщалась и доносилась до сведения московских чиновников. Однако впервые каждый учитель может от своего имени рассказать о тех ошибках и недочетах, с которыми им приходится сталкиваться на практике.

Форум ФСУ содержит три темы: «Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений», «Учебники для общеобразовательных учреждений с обучением на языках народов России» и «Учебники для общеобразовательных учреждений». Далее каждая из тем делится на разделы: начальное, основное и полное образование.

Отзывы

Чаще всего посетители сайта оставляют критические отзывы, но случается и обратная ситуация. Например, учителя выступили в защиту учебников английского языка авторов Кауфман К.И и Кауфман М.Ю.

Захватывающие сюжеты историй, интересная подача материала. Ученики получают исчерпывающие знания предмета и демонстрируют успехи в обучении. Однако «вызывает недоумение отсутствие в действующем федеральном перечне на 2007-2008 годы учебников этих авторов для пятого и восьмого классов», - это мнение учительницы из города Обнинска.

Из разряда казусов – учебник Ладыгина М.Б. «Литература» для девятого класса. Учительница, работающая в московской гимназии, заметила: «Серия учебников этого автора названа «Библиотека отечественной классической литературы» и в то же время включает в себя отрывки из произведений Гофмана, Вольтера и т.п.». А все дело в том, что Ладыгин – специалист по зарубежной литературе.

«Русский язык для 10-11 классов» Бабайцевой В.В. предлагает начать изучать синтаксис, в то время как он включен в экзаменационные билеты, предназначенные для… девятиклассников. Раковская и Баранова вместе писали учебник географии для 10 классов, но, видимо, что-то не поделили и решили отказаться от совместной работы. В результате школьные библиотеки пополнились двумя новыми похожими учебниками.

Учебник биологии для 10-11 классов, составленный коллективом авторов – Захаров, Мамонтов, Сонин, - в конце каждого параграфа содержит обобщение на английском языке. Учитель географии и биологии челябинской школы № 53 Елена Черепанова смеется: «Причем тут английский язык?». Оказывается, подобные резюме являются международным стандартом, принятом во всем мире для научных журналов или, например, диссертаций. Авторы учебника просто перестарались.

Когда выбор не в радость

Ежегодно из официально утвержденного перечня учебников исчезает несколько наименований. К этому учителя и директора школ давно привыкли. Не вызывает у них удивления и многообразие учебной литературы, представленной по каждому из предметов, - достоинство и в то же время недостаток современной российской образовательной системы.

С одной стороны, учитель имеет возможность выбирать учебники «под себя», работать на основе тех книг, которые, по его мнению, наилучшим образом позволяют подготовить учеников к экзамену и будущей взрослой жизни. Но именно в этом кроется одна из проблем.

Некоторые учебники – слишком «умные», школьники с трудом вникают в материал; другие – откровенно «слабые». С учетом максималистских тенденций, присущих русскому менталитету, третьего, как правило, не дано. И тут уж как повезет, к какому учителю попадет ваш ребенок.

Еще одна проблема заключается в том, что такое многообразие учебной литературы свидетельствует о непонимании наших руководителей, как и чему все-таки следует обучать детей.

Экспертный совет

Открытию форума на официальном сайте предшествовал приказ Министерства образования и науки России «Об экспертизе учебников». В течение двух месяцев (с 1 января по 1 марта 2007 года) в экспертные организации поступала учебная литература. В этом году на экспертизу направлено 728 учебников.

Анализировать соответствие их содержания современным научным представлениям и государственному образовательному стандарту доверили специалистам Российской академии наук и Российской академии образования. Кроме них, в экспертный совет вошли, в частности, профессоры московских университетов. Итоги работы пока не подведены.