На Южном Урале «банят» сайты с незаконной рекламой алкоголя
Чаще всего нарушения, связанные с рекламой алкоголя, касаются размещения ее в сети интернет. На сегодняшний день антимонопольные органы и Роспотребнадзор завалены жалобами на незаконную рекламу спиртного. Наказание для нарушителей – блокировка сайтов. Об этом шла речь сегодня, 19 августа, на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».
Как напомнила начальник отдела контроля над рекламой регионального УФАС Татьяна Соболевская, положения закона, касающиеся рекламы алкоголя и табака, в России постепенно ужесточались, начиная с 1995 года. Сначала были установлены ограничения на рекламу табачной и алкогольной продукции, касающиеся демонстрации процесса употребления и утверждений об их безвредности. Также появился запрет такой рекламы внутри образовательных, детских, спортивных, досуговых учреждений, а также на расстоянии ста метров от них. В 2006 году был введен запрет на наружную рекламу табака и алкоголя, размещение ее в общественном транспорте, в оздоровительных и военных организациях.
С 2013 года введен полный запрет на рекламу табака, реклама алкоголя ограничивается внутренними страницами печатных изданий. Также запрещена реклама алкоголя и табака в интернете, а также дистанционной продажи алкоголя. Однако допускается размещение информации об ассортименте алкогольной и табачной продукции на сайте продавца, без изображений алкоголя или рекламных слоганов. Также есть особенности, связанные с продвижением на рынке слабоалкогольной продукции до пяти градусов крепости. В печатных СМИ разрешена реклама пива и вина, которые произведены из сортов винограда, выращенных в России, за исключением ее размещения на первой и последних страницах журналов и газет. До 1 января 2019 года разрешена реклама пива на телевидении во время трансляции спортивных соревнований.
- Никаких законодательных инициатив на разрешение рекламы табака мне не встречалось. Скорее всего, закон будет содержать полный запрет на рекламу табачной продукции и принадлежностей для курения, - считает Татьяна Соболевская.
Представитель УФАС рассказала, что в антимонопольную службу поступает множество заявлений от граждан с жалобами на незаконную рекламу доставки алкоголя, которая размещается в сети интернет. В России существует запрет на круглосуточную продажу спиртного, но на множестве сайтов рекламируется его доставка в любое время суток. Обычно такие конторы маскируют свои услуги, например, предлагая покупку магнитиков, к которым «в подарок» прилагается бутылка. УФАС пресекает подобную деятельность, пытаясь воздействовать на хозяев сайтов, размещенных в зоне Ru., либо через операторов связи, если указаны телефоны продавцов.
- Мы намерены обращаться в Роскомнадзор с требование блокировать подобные сайты, кроме того, информация передается в правоохранительные органы. Как правило, интернет-магазины, торгующие спиртным, зарегистрированы на физических лиц, не имеющих лицензий на торговлю алкогольной продукцией. Возникают вопросы – насколько легальна их деятельность, и безопасна ли их продукция для здоровья покупателей, - пояснила Татьяна Соболевская.
Она отметила, что по поводу изменений законодательства о продаже и рекламе алкоголя есть ряд инициатив, которые были выдвинуты отдельными депутатами, но не поддержаны Госдумой в целом. В частности, предлагается отменить категорический запрет на продажу алкоголя дистанционным способом при условии, что эта деятельность будет вестись под строгим государственным контролем. В сети предлагается разместить реестр сайтов, через которые торговля спиртосодержащими напитками ведется легально. По мнению инициаторов, подобные меры выведут нелегальный бизнес из тени, и снимут вопросы по поводу ненадлежащей рекламы алкоголя в интернете.
Как рассказала начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Ольга Степанова, ведомство также занимается мониторингом сайтов, предлагающих реализацию алкогольной продукции. В случае выявленных нарушений Роспотребнадзор направляет в суд иски о признании подобных сайтов незаконными, и требует их блокировки. На сегодняшний день на рассмотрении в судебных органах находится семь исков.
По информации УФАС, в Челябинске за нарушение законов о рекламе алкоголя были оштрафованы такие крупные торговые сети, как МАВТ и «Красное и белое». Нарушения касались внешнего оформления рекламных площадей. Штраф для юридического лица составляет от 100 до 500 тысяч рублей. Однако с июля этого года наказание для предприятий малого и среднего бизнеса стало более мягким. Если организация нарушает закон впервые, и это не несет серьезных последствий, наказание ограничивается предупреждением.