Спасет ли ЧТЗ новая концепция развития?
«ЧТЗ-Уралтрак» планирует представить новую концепцию развития в конце июля. Такие планы озвучены руководством предприятия в ходе заседания рабочей группы. Но что творится сейчас с некогда великим промышленным предприятием?
Недавно Челябинскую область поразил очередной скандал, связанный с промышленностью: свыше тысячи работников тракторного завода собираются выйти на акцию протеста. Уже четыре месяца сотрудники не получают зарплату, и когда будут погашены долги - неизвестно. Рабочие уверены, что знаменитый ЧТЗ, некогда подлинная гордость отечественной тяжёлой промышленности, медленно загибается по вине неумелых управленцев, главным из которых является не менее знаменитый Уралвагонзавод.
ЧТЗ столкнулся с финансовыми проблемами в середине 2015 года. На тот момент долги предприятия по зарплате достигли 200 миллионов рублей, плюс 360 миллионов завод был должен 14 компаниям-кредиторам, обратившимся в суд. После этого как на дрожжах начала увеличиваться и задолженность по зарплате. В итоге за помощью для решения проблемы руководство области и Уралвагонзавода обратились в высшие инстанции Москвы, надеясь на получение государственной поддержки. Но сотрудники предприятия утверждают, что помощи так и не дождались: ни от Уралвагонзавода, ни от региональных властей, в собственности которых находится 16 процентов акций предприятия, ни из федерального бюджета. На сегодня задолженность составляет уже более 300 миллионов рублей. При этом если раньше работники ещё получали от руководства регулярные обещания вот-вот расплатиться по долгам, то теперь они даже они не поступают.
До прихода Уралвагонзавода, утверждают сотрудники предприятия, ЧТЗ хотя и переживал сложные времена, однако всё же сводил концы с концами. По информации профсоюза даже в кризисные 2008–2011 годы предприятие выпускало 150–160 тракторов в месяц. Сегодня же ЧТЗ не может выполнить обязательства перед своими заказчиками из-за отсутствия оборотных средств. Завод оказался в патовой ситуации не только с финансовой, но и кадровой точки зрения. Только за последние два месяца с предприятия уволилось около 600 человек. Это не удивляет: любой адекватный и востребованный на рынке труда профессионал не готов месяцами ждать выплаты зарплаты, и как следствие, уходит на другое предприятие. Для ЧТЗ утечка кадров — не меньший удар, чем финансовые проблемы. Деньги можно как-нибудь наскрести, а вот удастся ли вернуть ценных сотрудников?
Впрочем, на деньги, похоже, рассчитывать также не стоит. Они вряд ли свалятся из ниоткуда, а Уралвагонзавод и сам сейчас находится в сложном положении. В феврале стало известно, что из-за кризиса и снижения спроса на продукцию около 7 тысяч сотрудников УВЗ отправляются в неоплачиваемый отпуск. Также появилась информация о планирующихся массовых сокращениях. Возникли проблемы и на трамвайном производстве – в шесть раз сокращены объёмы изготовления железнодорожных полувагонов.
В конце мая глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что в ведомстве согласовали выделение УВЗ 20 миллиардов рублей в виде господдержки. Однако есть подозрения, что если эти деньги и будут выделены, то почти все они уйдут на погашение текущей задолженности. Альфа-банк сообщает, что «Уралвагонзавод» задолжал ему более 10,4 миллиардов рублей и 72,2 миллиона долларов. Прежде предприятие подавало заявку на госпомощь в размере 60 миллиардов рублей. Однако в Минпромторге отметили, что будут готовы рассмотреть возможность увеличения помощи только в том случае, если компания представит план финансового оздоровления, где обоснует цифру в 60 миллиардов.
Неизвестно, существует ли такой план, однако то, что на УВЗ пытаются любыми путями сократить издержки, очевидно. Правда, страдают от этого предприятия, подконтрольные ему. Так, 21 июня протестный пикет провели рабочие ОАО «Омсктрансмаш», также входящего в УВЗ. Их возмущение вызвали планы собственников по оптимизации штатов, по итогам которых 58% заводских металлургов рискуют оказаться на улице.
Принимая во внимание эту ситуацию, остается только сочувствовать, и с сожалением понимать, что некогда величайшее челябинское промышленное предприятие также может остаться на задворках мира. Тем не менее, руководство ЧТЗ пока не унывает, и в ближайшее время планирует представить новую концепцию развития (или «выживания», кому как удобней).
«Производство двигателей модернизировано, является рентабельным. Но есть вторая часть производства, где выпускают гражданскую продукцию – известные во всем мире бульдозеры. Там ситуация сложнее. Сегодня с новым руководством завода обсудили стратегию предприятия по выходу из сложившейся ситуации», - отметил вице-губернатор Руслан Гаттаров, недавно побывавший на заводе.
Сможет ли предприятие выйти из этой ситуации и выплыть из долговой ямы, непонятно, и на данный момент будущее ЧТЗ представляется весьма и весьма туманным.