Челябинские эксперты: «Не все СМИ переживут кризис»
По мнению челябинских экспертов, не всем средствам массовой информации удастся пережить экономический кризис. На рынке останутся только самые сильные, которые смогут адаптироваться к новым экономическим условиям, сохранить старую аудиторию или найти новую. Проблема обсуждалась сегодня, 13 января, на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс», которая была посвящена Дню печати.
Как отметил начальник информационно-аналитического управления администрации губернатора Челябинской области Рифат Абдрашитов, несмотря на сложную ситуацию в экономике, состояние медиасферы в Челябинской области стабильное, она успешно развивается. По уровню развития СМИ регион занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. В частности, недавно было проведено исследование, по результатам которого выведен индекс состояния медиасреды. Согласно этому рейтингу регион занимает 11 позицию. По итогам прошлого года СМИ в Челябинской области стало меньше, наиболее слабые ушли с рынка. При этом продолжают появляться новые издания, хотя не с такой интенсивностью, как три-четыре года назад. На сегодняшний день в регионе работают 788 средств массовой информации, что на 125 меньше, чем в прошлом году, из них 44 — сетевые издания.
- Ресурсы, которые накопились в последние годы, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, - подчеркнул Рифат Абдрашитов.
Как отметила председатель комитета по информационной политике Законодательного собрания Челябинской области Марина Поддубная, Южный Урал — единственный регион в России, где в органах представительной власти работает специальный комитет по работе со СМИ. По словам Поддубной, депутаты стараются глубже вникать в проблемы средств массовой информации, рассматривают самые актуальные для журналистов вопросы, оказывают финансовую помощь. В прошлом году на эти цели было выделено 20 миллионов рублей, в этом году сумма увеличилась до 30 миллионов рублей. Кроме того, Законодательное собрание проводит ряд журналистских конкурсов, общая сумма премий на которых составляет 1 миллион 400 тысяч рублей.
Директор газеты «Южноуральская панорама» Сергей Филичкин отметил, что СМИ переживают те же экономические тяготы, что и общество в целом. Из-за снижения объемов финансовых поступлений в бюджеты снижаются и объемы помощи изданиям. Ситуация осложняется тем, что произошло существенное падение рекламного рынка, его доля уменьшилась на 50 процентов. Особенно снизилось поступление рекламных заказов от представителей малого и среднего бизнеса.
- Но это не повод унывать. Кризис пройдет, а те СМИ, которые выживут, повысят качество своей работы, адаптируются к новым реалиям, «почистится» конкурентное поле, останутся только самые сильные и востребованные, - подчеркнул Филичкин.
По мнению директора телекомпании «ОТВ» Светланы Яремчук, более знаковые для развития журналистики процессы происходят в мировой медиасфере. На сегодняшний день нередко журналисты черпают информацию из социальных сетей, где события фиксируют очевидцы, а не профессиональные репортеры.
- Появляется новый феномен, новые медиа, которые сегодня рулят. Меняется система координат, происходит революция, рождается новая медиасфера, и это огромные вызовы, на которые должны ответить журналисты, это завтрашний день, - считает Светлана Яремчук.
С ее точки зрения, журналисты Челябинской области отвечают этим вызовам, и находятся в тренде. Появляются новые проекты, соответствующие требованиям современных тенденций развития медиасферы. Яремчук прогнозирует в 2016 году появление новых медиа, а также новых профессий в сфере журналистики. Будут иметь большое значение крупные бренды, которые, по аналогии с рынком торговли, «поглощают всю мелочь». Кроме того, будут востребованы личности, только качественная журналистика.
С этим мнением согласился директор телекомпании «Восточный экспресс» Валерий Шагиев. Он отметил, что в журналистике на сегодняшний день обозначился кадровый кризис.
- Мы не можем нащупать тренд, работаем на традиционную аудиторию, а нужно идти в социальные сети, вся аудитория сейчас там. Будущее журналиста зависит от его умения говорить на языке соцсетей. А мы стареем вместе с нашей аудиторией, к беседе с новой мы не готовы. Поэтому думаю, СМИ будут меняться с большими потрясениями и потерями, - убежден Шагиев.
С таким подходом не согласен заместитель директора медиахолдинга ЧГТРК Александр Швайко. По его оценке, прошедший год был для медиахолдинга как никогда успешным с точки зрения увеличения объемом вещания.
Несмотря на разные подходы к путям дальнейшего развития, все представители крупнейших медиахолдингов Челябинской области настроены оптимистически, и запланировали реализацию различных проектов, как на уровне своих изданий, так и всего региона в целом.- Это подтверждает, что мы движемся в правильном направлении, мы знаем своего зрителям и слушателя, и планируем работу, исходя из этого. У ЧГТРК большие планы на этот год, мы собираемся запустить корреспондентскую сеть по всей области, - рассказал Швайко.