7 июня 2007, Автор: Константин РЕШЕТОВ, «Аргументы Недели - Челябинск»

Русский лес - 2

17 марта 1997 года губернатор Челябинской области подписал известное постановление № 224 «О совершенствовании структуры управления лесным фондом Челябинской области». «В результате Челябинское управление лесами стало монополистом в лесной отрасли области. Леса сельскохозяйственных организаций, сельских товаропроизводителей без их согласия были попросту отобраны у селян. Вместе с лесами сельскохозяйственного назначения крестьяне потеряли покосы, примыкавшие к лесным делянкам, лесные озера, полные промысловой рыбы….». Подробности в материале еженедельника «Аргументы Недели».

Именно так описывал происходящее в своих жалобах на действия губернатора генеральный директор ПО «Челябинскмежлесхоз» Владимир Устюгов. Прокуратура Челябинской области стандартно отвечала отписками. Пока, наконец, заместитель генерального прокурора России в УРФО Юрий Золотов не поручил прокурору Челябинской области отменить постановление губернатора как незаконное.

После того как областной суд восстановил законность, знакомые Владимира Васильевича стали его расспрашивать, не скрывая при этом своей обеспокоенности, где он в дальнейшем собирается жить, если позволяет себе оспаривать действия местных властей и даже самого губернатора. Но Владимира Устюгова к тому времени как прорвало – дал в газету интервью под заголовком «Генеральная прокуратура реагирует, а областной прокурор отмалчивается». А тут еще, как на беду, в 1995 году постановлением Правительства РФ № 362 полномочия и осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, были переданы субъектам РФ.

И сразу же сориентировавшийся прокурор возбудил на Владимира Устюгова уголовное дело по нескольким составам преступления. Природоохранная прокуратура обвинила руководителя недавно созданной структуры ФГУ «Челябинсксельлес» Владимира Устюгова в превышении должностных полномочий с причинением охраняемым интересам общества и государства тяжких последствий. В преступлении, сопряженном с обвинением в незаконной порубке деревьев в лесах охраняемой категории, совершенной группой лиц, с использованием им своего служебного положения, в особо крупном размере.

Признанный авторитет в лесопользовании, специалист, лично участвовавший в написании Лесного кодекса России, Владимир Устюгов всегда был на хорошем счету у коллег из Европейского и Сибирского лесных регионов страны. Поэтому жесткий приказ, изданный в 2006 году министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгением Тефтелевым, об увольнении Устюгова и назначении на его должность «своего» человека обсуждался лесниками по всей стране.

Чтобы оценить ущерб, причиненный Владимиром Устюговым государству, прокурорские работники очень удачно, на мой взгляд, подобрали экспертов из Агентства лесного хозяйства – структуры, постоянно конфликтовавшей и конкурировавшей с ФГУ «Челябинсксельлес» в сфере разделения полномочий по лесопользованию. Заинтересованные во вполне определенном исходе дела специалисты насчитали Владимиру Устюгову причиненные им, по их мнению, убытки, что называется, по полной. Прокуратура на основании заключения экспертов обвинила безработного к тому времени Устюгова в причинении ущерба государству на более чем 360 миллионов рублей. Дело сразу же приобрело общественную значимость. Прокурорские работники, естественно, рапортовали в Москву о своих достижениях по защите национальных богатств.

Полной неожиданностью для них, похоже, стал приговор Курчатовского районного суда Челябинска. 11 мая этого года судья Александр Кромин полностью оправдал Владимира Васильевича и даже отказал природоохранному прокурору, пытавшемуся взыскать с него через суд 367 621 602 рубля.

Оказывается, Челябинская прокуратура абсолютно незаконно преследовала Владимира Устюгова, разрешившего местным жителям всего лишь санитарно–оздоровительную вырубку порченого леса на дрова. Прокурорским, «поймавшим его за руку», оставалось совсем немного. Гнилые, старые и суховерхие деревца признать деловой древесиной, пригодной для переработки на стройматериалы. Соответственно поднять расценки на них в тысячи раз. Поломать неудобному властям человеку жизнь. Загнать его в безденежье и безработицу. Довести до суда, пытаясь отправить невиновного человека в места лишения свободы.

Стоит ли говорить, что после смены руководителя во всех подчиненных Устюгову лесхозах новые власти немедленно провели тотальную кадровую зачистку. Лесное хозяйство области лишилось десятков высокопрофессиональных специалистов.

Защитник Владимира Устюгова – адвокат Георгий Сухарев так грамотно и профессионально построил допрос свидетелей, что несколько десятков свидетелей обвинения по делу (а других в суд просто не вызывали) были вынуждены невольно поддержать своего опального руководителя. По мнению Георгия Викторовича, «дело Устюгова» уникально еще и потому, что прокуратура области после столь сокрушительного поражения даже не стала обжаловать оправдательный приговор в кассационном порядке. Полностью реабилитированный «лесной генерал» Челябинской области через суд уже потребовал отмены приказа Евгения Тефтелева о его незаконном увольнении, возмещении ему причиненного прокурорскими репрессиями морального вреда. Вот только с кого, а главное кто будет взыскивать за масштабный ущерб, нанесенный под сурдинку лесному хозяйству Челябинской области?