30 мая 2007, Автор: Елена ИВАНОВА

До первой крови

До первой крови

Южноуральские пограничники и правоохранительные органы не могут договориться о совместной работе по задержанию нарушителей государственной границы. Таможенники ищут наркотики и оружие на ощупь. А грузовые железнодорожные вагоны и вовсе пересекают границу практически бесконтрольно. Кому на руку открытость границы между Россией и Казахстаном? И что собирается предпринимать областное правительство для защиты рубежей Родины?

На заседании антитеррористической комиссии в правительстве Челябинской области поднимали вопросы охраны государственной границы и безопасности перевозки взрывчатых веществ. Последний вопрос, ввиду особой секретности, обсуждался за закрытыми дверями с руководителями силовых структур – УФСБ, ГУВД, МЧС и директорами промышленных предприятий, причастных к производству и транспортировке опасных грузов - ФГУП «Завод «Пластмасс» и Челябинской угольной компании.

Проблемы же охраны государственной границы от террористов и контрабандистов скрывать от общественности не стали.

За 2006 и начало 2007 годов южноуральские пограничники задержали более 900 нарушителей границы, у 170 человек были изъяты поддельные паспорта, 3 тысячи иностранных граждан пытались пересечь границу с просроченными документами. Совместно с милицией пограничники пресекли деятельность 8 преступных группировок, занимающихся организацией контрабанды через российско-казахстанскую границу. Еще 26 банд промышляют контрабандой наркотиков и оружия пока безнаказанно.

Но как заявил начальник Пограничного управления ФСБ России по Челябинской области Олег Луцких, выявлены места дислокации преступных группировок вокруг застав и поселения различных национальных диаспор, где в основном и скрываются преступники. Однако поймать нарушителей непросто, несмотря на то, что на помощь пограничникам пришли бойцы Собра, а во многих приграничных районах области численность погранзастав увеличилась в 1,5 – 2 раза. По мнению Олега Анатольевича, действенной борьбе с контрабандой и терроризмом мешают многочисленные проблемы.

Так, не удается южноуральским пограничникам найти общий язык с правоохранительными органами некоторых районных администраций. Камнем преткновения стали изоляторы. За неимением своих кутузок пограничники претендуют на милицейские, а те запирают перед ними двери, мол, своих преступников сажать некуда. В итоге смысл в поимке нелегалов и контрабандистов пропадает. Их отпускают на свободу, и они спокойно возвращаются к своим промыслам.

А глава поселка Бобровское в Троицком районе и вовсе ставит палки в колеса местным пограничникам, вместо того чтобы содействовать в поимке нарушителей. Правда, что это за палки, главный пограничник области объяснил расплывчатыми «личными интересами главы». Впрочем, какие могут быть «личные интересы» противодействовать пограничникам у главы поселка, делать выводы, пожалуй, нужно правоохранительным органам.

Не легче живется и Магнитогорским таможенникам. На одном из самых оживленных пропускных пунктов российско-казахстанской границы Николаевском нет рентген-установки. Наркотики, оружие и взрывчатку в буквальном смысле слова приходится искать на ощупь. Ясно, что эффективность такого контроля приближается к нулю.

По словам заместителя начальника Магнитогорской таможни Сергея Федорова, в нынешнем году планируется закупить передвижной рентген, который будет работать сразу на несколько таможенных пунктов, не оборудованных соответствующей аппаратурой. Но для преступников опять же узнать, где находится «глаз таможенника» и обойти его стороной, раз плюнуть.

Еще большую угрозу безопасности страны представляют грузовые эшелоны, пересекающие границу России с Казахстаном практически бесконтрольно. Ни в Троицке, ни в Карталах до сих пор нет оборудованного погранично-таможенного контроля для проверки содержимого вагонов. Вопрос об организации подобного пункта поднимался уже неоднократно и на областном, и на федеральном уровне. Но воз и ныне там, зато составы с наркотой идут в Россию как к себе домой.

Губернатор Петр Сумин предложил пограничникам и таможенникам написать официальное обращение к председателю комиссии по организации безопасности государственных границ при правительстве РФ Фрадкову, в котором изложить все указанные проблемы. По мнению главы региона, только капая на мозги федеральным чинам, можно чего-то добиться. А просто сидеть и ждать на заставе милости от Москвы можно десятками лет или до первого реального теракта.