28 мая 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

«Чемодан без ручки»

«Чемодан без ручки»

Угледобывающие предприятия превратились для Челябинской области в неудобный и бесполезный балласт. Их деятельность приостановлена давно, и сейчас в выработках просто поддерживается слабенькая жизнь. Так могло бы продолжаться и дальше, если бы не возрастающая угроза населению. Уровень подземных вод все время поднимается, и, по данным мониторинга, через семь лет Копейский разрез, например, окажется полностью затопленным, а близлежащие жилые дома «поплывут». Поэтому специалисты выносят единогласный вердикт: закрывать. Легко сказать! На деле ликвидация шахт сопряжена с массой трудностей.

Москва кивает на Копейск

Ныне бездействующие места добычи полезных ископаемых – как чемодан без ручки. С той только разницей, что избавляться от них не то чтобы жалко, а просто очень дорого. Но и «нести» тяжело. Поэтому золотые прииски в Пласте уже частично ликвидированы, осталось завершить рекультивацию. По шахте Центральной в Карабаше 14 июня пройдет аукцион. На торги выставлено право на добычу остатков медных руд. Уже заявились четыре претендента. После того как полезные ископаемые будут «выбраны», участок дезактивируют силами тех, кому его предоставят в пользование. Пока же в шахте ведутся работы по понижению уровня подземных вод. Что касается брошенных небольших карьеров, где когда-то добывали строительный камень или кварц, то они в большинстве своем удалены от населенных пунктов и опасности не представляют. Возможно, в будущем их используют для рекреационных целей.

Самая большая головная боль областных властей – шахта Центральная в Копейске и Копейский разрез. Шахта Центральная – самая опасная в области по метану. Добыча угля здесь прекратилась еще в 2005 году. Сегодня поверхностный комплекс, водоотлив, три ствола и горно-капитальные выработки находятся в ведении Челябинской угольной компании. Часть выработок – бесхозные. Еще одной частью заведуют федералы. Именно там второй месяц продолжается пожар. Сейчас его тушат пассивным способом – путем подтопления. К началу лета, говорят в руководстве ЧУК, пламя окончательно уймется.

Первый вице-губернатор Владимир Дятлов уже обращался к федеральным властям с просьбой решить вопрос о ликвидации шахты Центральной – все-таки объект российского значения. Ответа пришло два: из министерства природных ресурсов и из министерства промышленности. Первая инстанция рекомендовала Копейску принять имущество на баланс и ликвидировать шахту за счет собственных средств. Вторая распорядилась взяться за дело Челябинской угольной компании, а отселением жителей с шахтной площадки заняться области.

Открестившись таким образом от южноуральских проблем, Москва полностью взвалила их на плечи местного руководства. А ноша-то не по силам: по словам министра экологической и радиационной безопасности Челябинской области Геннадия Подтесова, только разработка проекта ликвидации шахты Центральной обойдется в сумму свыше миллиона рублей. На мониторинг и консервацию шахты требуются сотни миллионов. Ни бюджету Копейска, ни кошельку угольщиков такие расходы не под силу. А область в лице 262-х ветхо-аварийных домов, расположенных на шахтной площадке, получает второе Муслюмово. Тоже надо отселять людей, но здесь уже никакой Росатом не поможет и денег не добавит.

Между тем проблема требует самого срочного решения. Речь идет об элементарной безопасности. Подземные воды, ежедневно поднимаясь и накапливаясь в бездействующих выработках, угрожают жилому фонду и его обитателям. Еще серьезнее обстоит дело с Копейским разрезом, брошенным три года назад. По прогнозам специалистов, угольная «яма» глубиной двести метров через семь лет будет до краев заполнена водой. На прошедшем заседании комитета ЗСО по экологии депутаты невесело пошутили: это пока по поводу разреза можно писать в Минпром. Вскоре придется обращаться в МЧС… 

В Минпром писать придется еще не раз. Только подсыпка Копейского разреза стоит 60 млн. рублей. Закрытие обойдется в сумму порядка 500 млн. Южноуральские власти, специалисты, депутаты – все сходятся во мнении, что в решении вопросов по разрезу и копейской шахте надо бить в московские колокола. Кстати, во времена реструктуризации угледобывающих предприятий на федеральном уровне был составлен перечень всех шахт, подлежащих закрытию. Возможно, шахта Центральная не попала в список лишь по причине банальной ошибки. Так или иначе, депутаты Законодательного собрания намерены не дать центру забыть о Челябинской области. К повторному рассмотрению вопроса местные законодатели вернутся через два-три месяца.

Под землей и на земле

Шахта Центральная в Копейске прослужила верой и правдой 75 лет. Сейчас на поддержание ее бездеятельной «деятельности» ежемесячно затрачивается семь миллионов рублей. Уместно ли говорить о рентабельности?

Строго говоря, добыча угля нерентабельна по определению. С этим сталкивается не только Россия, но и европейские страны. Потому приходится всячески поддерживать отрасль, например, с помощью налоговых льгот. Советское государство, озабоченное обеспечением полной занятости населения, тоже сохраняло убыточные производства, дотируя их за счет доходных отраслей.

Теперь это в прошлом – нерентабельному предприятию не выжить ни под солнцем, ни под землей. Кроме того, в последнее время уровень безопасности труда шахтеров никоим образом не повышается, а как раз наоборот – события в Кузбассе, да и пожар в копейской шахте тому подтверждение. Но, лишившись своей опасной работы, шахтер вынужден искать другую. Легко ли ему устроиться «на поверхности»?

В объединенной профсоюзной организации Челябинской угольной компании считают, что такой проблемы не существует. По информации председателя Олега Посысаева, все сотрудники шахты Центральной, освободившиеся с момента прекращения ее работы, благополучно трудоустроены по специальности – на шахты Комсомольскую и Капитальную. Более того, заверил вашего корреспондента Олег Анатольевич, людей даже не хватило, чтобы закрыть все имеющиеся вакансии.

Оптимизма в вопросе трудоустройства шахтеров и сотрудников шахт преисполнен и местный народный избранник.

- Проблемы занятости в Копейске быть не может! – убежден депутат областного Законодательного собрания по Копейскому избирательному округу Ярослав Чабан. – Сейчас не те годы, когда за работой стояли в очереди. Как житель Копейска могу сказать: людей не хватает везде!

С тем, что сейчас другие годы, не спорят и в местном центре занятости населения. Однако на существующее положение дел смотрят с гораздо меньшей беспечностью.

- С 1998 года, когда начался процесс реструктуризации шахт, у нас стояли на учете и проходили обучение сотни человек, - говорит заместитель директора центра Светлана Булдашова. – Ведь как раз в то время и была закрыта основная масса шахт: Октябрьская, Подозерная, Красная Горнячка, вспомогательные производства. Сейчас ситуация, конечно, стабилизировалась. По данным на 1 апреля у нас на учете стояло 59 бывших сотрудников шахт, пятеро из которых были уволены по сокращению. За первый квартал нынешнего года нам удалось трудоустроить 41-го человека, из них двое прошли обучение. В основном эти люди идут работать к частным предпринимателям: у нас есть линия по розливу масла, мясоперерабатывающее производство. Однако небольшие цифры учета вовсе не означают, что проблемы нет. Сейчас она хоть и не такая серьезная – по числу человек, но все же есть и нуждается в решении. Ведь у шахтеров труд очень специфический, и практически никаких других навыков они не имеют. Поэтому трудоустроиться им не так легко.