21 мая 2007, Автор: Елена ИВАНОВА

Автобусы на приколе

Автобусы на приколе

«Лукойл-Уралнефтегаз» прекратил поставки топлива «Челябинскавтотрансу» из-за задолженности в 36 млн. рублей. Автобусное предприятие в свою очередь выступило с исковым заявлением против областного Минфина, задолжавшего 41 млн. рублей за провоз областных и федеральных льготников. Если вопрос с выплатой долгов не разрешится в ближайшие дни, движение общественного транспорта в Челябинске будет значительно ограничено.

В непростом положении «Челябинскавтотранс» оказался еще в начале года, когда обещанные компенсации за провоз льготников из областного и федерального бюджетов не поступили. В итоге предприятие не смогло расплатиться за поставки топлива и горюче-смазочных материалов и было вынуждено сократить объем перевозок. С января на маршруты вышло на 45 автобусов меньше. К тому же из-за низкой заработной платы с начала года с предприятия уволились 170 квалифицированных водителей и кондукторов. На сегодня нехватка кадров выросла до 470 человек.

К маю ситуация на автобусном предприятии стала критической. Согласно мировому соглашению, «Челябинскавтотранс» должен был погасить накопившийся долг в 36 млн. рублей за поставку топлива и горюче-смазочных материалов перед «Лукойлом» до 20 мая 2007 года. Но расчеты до сих пор не произведены. С сегодняшнего дня «Лукойл-Уралнефтегаз» полностью прекратил поставки топлива «Челябинскавтотрансу».

Ситуация может обернуться ограничением автобусного движения в городе. В лучшем случае автобусы будут ходить утром и вечером. В худшем – только утром. С работы челябинцам придется добираться на своих двоих либо на других видах транспорта. Учитывая, что городской общественный транспорт, включая маршрутные такси, и без того перегружен: машины в часы-пик приходится брать штурмом. Что будет твориться после введения ограничения, страшно представить.

Между тем, всех вышеперечисленных проблем можно было избежать, если бы областное министерство финансов вовремя расплатилось с «Челябинскавтотрасом» за провоз льготников областного и федерального уровней. На сегодня долг по компенсациям составляет 41 млн. рублей за 2006 год и уже накапливается за 2007-й.

В результате многократных обращений в правительство Челябинской области и к губернатору в марте 2007 года была создана рабочая группа по рассмотрению вопроса кризисного состояния общественного транспорта. Тогда – в марте - рабочая группа приняла решение о выплате долга транспортникам в 41 млн. рублей, но из фонда компенсаций на 2007 год. Это фактически означает, что аналогичная ситуация с долгами повторится вновь, когда встанет вопрос о плате за провоз льготников в нынешнем году.

На деле выполнение решения рабочей группы при правительстве по непонятным причинам затягивается. «Челябинскавтотранс» был вынужден подать исковое заявление на областной Минфин. Памятуя о недавно выигранном в суде точно таком же иске к Минфину «Челябгортранса», на автобусном предприятии надеются на положительный исход. Другого выхода просто нет.

Проблема с компенсациями за провоз областных и федеральных льготников в Челябинске назрела давно. Сегодня, по сути, транспортники уже имеют дело с последствиями полного бездействия в этом направлении областных чиновников. Закон о монетизации льгот был принят еще в 2005 году, но в Челябинской области до сих пор не разработан порядок выплат за провоз областных и федеральных льготников. Все это время челябинские транспортники фактически возили огромную армию льготников за свой счет.

Министерство финансов Челябинской области до сих пор предполагает компенсацию из расчета 5 поездок в месяц, то есть на каждого горожанина, пользующегося бесплатным проездом в общественном транспорте по федеральному и областному законодательству, выделяется по 40 рублей. В то время как по статистике, каждый льготник в среднем в месяц совершает 27 поездок. И реальная сумма компенсации, соответственно, должна составлять минимум 216 рублей.

К слову, именно из расчета 27 поездок в месяц рассчитывается компенсация из бюджета Челябинска за провоз городских льготников – пенсионеров, школьников, студентов и малоимущих. В итоге львиная доля финансирования общественного транспорта приходится на городской бюджет.

Для сравнения - городской транспорт Екатеринбурга на 87 процентов финансируется из областного бюджета – 607,5 млн. рублей в 2006 году. В Нижнем Новгороде все льготники без исключения ездят по единой социальной карте и платят 100 рублей в месяц. Остальные затраты компенсируются транспортникам на 85 процентов из федерального и областного бюджетов (346 млн. рублей), и на 15 – из городского (60 млн. рублей). Бюджет города Омска участвует в оплате проезда льготников на четверть, что составляет 129 млн. рублей. 492 млн. рублей доплачивает правительство Омской области. Бюджет Новосибирска финансирует только покупку подвижного состава. Льготников обеспечивают вышестоящие бюджеты.

И только в Челябинской области все наоборот. Областной Минфин насчитал, что должен транспортникам всего 41 млн. рублей, и те приходится буквально выбивать. Что касается рабочей группы, которая в том числе должна была разработать и новый порядок выплат компенсаций, то решение до сих пор не принято.

Понятно, что при таком отношении к проблеме челябинский городской транспорт в буквальном смысле слова далеко не уедет.