27 апреля 2007, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Демагогия метростроения

Демагогия метростроения

Полгода назад руководство МУП «Челябинск- метротрансстрой» и городская администрация упорно твердили о необходимости сменить подрядчика строительства Челябинского метро, который до безобразия затягивает сроки и даже не способен освоить полностью все выделяемые финансы. Время идет, а результата нет. Областное правительство – держатель контрольного 51-го процентного пакета и один из основных инвесторов - занимает до странного отстраненную позицию и берет на себя лишь рекомендательные функции. Вчера генподрядчик, ОАО «Челябметрострой», решал, как работать дальше. Заказчика обсудить проблемы не позвали.

Решат по-родственному?

Полгода назад казалось: вот-вот, и вопрос сдвинется с мертвой точки, строительство метро активизируется и все-таки к 2012 году будет пущена первая линия. Ан нет. Как рассказал вчера на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству Эльдар Усманов, генеральный директор МУП «Челябинскметротрасстрой», ничего не изменилось. Генеральный подрядчик - ОАО «Челябметрострой» - по-прежнему неэффективно использует бюджетное финансирование, и обозначенные сроки сдачи первой линии находятся под реальной угрозой.

Сегодня генподрядчик и второй основной акционер – Белорецкое управление строительства, держатель 34-процентного пакета, которое и начинало строительство Челябинского метрополитена, будет решать, как работать дальше. Интересный факт: обе эти организации возглавляют родственники. Гендиректором «Челябметростроя» является Константин Владимирович Абрамчук, белорецким УС-30 руководит Владимир Константинович Абрамчук. Казалось бы, родственники легко могут прийти к консенсусу и решить все производственные и экономические вопросы. Но что-то им мешает.

- В 2006-м году финансирование строительства метро составило 998,1 миллиона рублей. Освоено только 635,3 миллиона. Конкретно подрядчику перечислено 530,7 миллиона рублей, он освоил 383,2 миллиона, - языком цифр свидетельствует Эльдар Усманов. – В 2007-й год «Челябметрострой» вошел с авансом более 146 миллионов рублей. Финансирование растет, объемы освоения падают. В 2004-м году освоение было 62 процента, в 2005-м – 50 процентов, в 2006-м – 30 процентов от общего объема финансирования.

В планах на 2006 год, кстати, с которыми согласился и подрядчик, значится 800 миллионов рублей, которые нужно было потратить на строительство. Потратили 383 миллиона. Планы на 2007-й год, которым, по всей видимости, сбыться не суждено – значится 988 миллионов рублей. Если они не будут освоены, в следующем году федерация прикроет финансирование. Более того, уже сейчас в наличии имеется 2470 миллионов рублей, которые можно смело осваивать. Однако о таких деньгах и речи не идет. Потратить хотя бы половину – уже результат, но даже с учетом приобретаемого оборудования, скорее всего, будет остаток: план на первый квартал выполнен всего на 54 процента.

Контракт для подрядчика

На протяжении последнего полугодия и городская администрация, и муниципальный заказчик постоянно обращаются в областное правительство с просьбами решить проблему генподрядчика. В ответ – тишина.

- Область принимает участие в финансировании, а все наши советы носят исключительно рекомендательный характер, - говорит Георгий Шперлинг, замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. – Принимать решения должен город, мы не имеем права, иначе нарушим 131-й закон. Чтобы построить первую линию метро, до 2012 года нужно освоить 24 миллиарда рублей. Мы понимаем, что такими темпами, как сегодня, к указанному сроку вряд ли будут закончены работы. Поэтому рекомендуем администрации города размонополизировать контракт и ввести еще нескольких подрядчиков.

Как отметил на заседании Юрий Карликанов, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству, явно, что вопрос не требует вмешательства законодателей. Решить его может только исполнительная власть и заказчик. Однако ни одного ответа от «шефов» из области город не получил. Более того, на всякую директиву генподрядчику последние козыряют контрактом и отвечают, что все директивы ему не соответствуют.

Дело в том, что в 90-х годах, когда составлялся контракт, всем казалось необходимым предусмотреть все интересы подрядчика. Сегодня и юристы, и экономисты отмечают, что некоторые нормы документа безнадежно устарели и даже не соответствуют законодательству – все это приводит к затягиванию решения многих вопросов. Плюс катастрофически низкая организация производства – и окончанию строительства метро конца-края не видно. Кажется, опытные строители забыли, что долго строить невыгодно ни заказчикам, ни инвесторам.