8 апреля 2014, Автор: Служба информации

Правительство Челябинской области и СПК договорились. УФАС в нерушимости договора не уверено

Правительство Челябинской области и СПК договорились. УФАС в нерушимости договора не уверено

Правительство Челябинской области и «Свердловская пригородная компания» достигли соглашения о том, какое количество поездов будет курсировать в Челябинской области в этом году.

Сокращения электричек больше не планируется, а все хозяйственные споры противоборствующие стороны намерены решать в суде, и с привлечением арбитров. Однако антимонопольное ведомство не доверяет пригородной компании и считает, что региону по-прежнему может грозить внезапное уменьшение маршрутов электропоездов.

Тема обсуждалась сегодня, 8 апреля, на круглом столе в пресс-центре издательского дома «ГранадаПресс».

Как рассказал заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Сергей Смольников, в 2014 году в области будет курсировать 57 электропоездов. Сокращение маршрутов в регионе проводилось планомерно в течение последних лет. Так, в 2012 году работал 101 маршрут, в 2013 году число электричек было сокращено до 61, в нынешнем году убрали еще четыре маршрута.

«Сейчас сеть окончательная – дальше сокращать не будем», - заверил представитель областного Минстроя.

Сокращение количества электропоездов связано с тем, что региональный оператор – «Свердловская пригородная компания», как и любые организации, которые занимаются обслуживанием междугороднего электротранспорта, несет многомиллионные убытки от этой деятельности. Доход от продажи билетов не покрывает расходов на аренду и обслуживание вагонов, заработную плату работникам, различные отчисления в бюджеты.

Электропоезда сокращались на самых наименее востребованных направлениях, где до некоторых станций электрички доезжали абсолютно пустыми. В этом году было сокращено четыре поезда сообщением Карталы – Айдырля. Их функционирование приносило убыток СПК в 30 миллионов рублей ежегодно.

Чтобы сохранить транспортное сообщение между населенными пунктами, куда теперь не ходят электропоезда, областной минстрой организует автобусные маршруты. Однако в тех населенных пунктах, где это невозможно из-за отсутствия хороших дорог, электропоезда будут сохранены.

Генеральный директор «Свердловской пригородной компании» Евгений Савостин подтвердил, что СПК готова и дальше работать в Челябинской области. Сокращения маршрутов больше не предвидится.

«Мы готовы работать. Но если денег не будет хватать, мы не сможем платить аренду, и возить людей нам будет не на чем», - уточнил Савостин.

Напомним, вопрос о сокращении количества электропоездов, курсирующих в Челябинской области, возник из-за разногласий по поводу размеров компенсации за понесенные убытки, которую региональное правительство выплачивает «Свердловской пригородной компании».

В прошлом году из областного бюджета было выделено 100 миллионов рублей на компенсацию убытков, и этих средств не хватило. Дефицит, который составил порядка шести миллионов рублей, будет возмещен СПК в апреле нынешнего года.

На этот год в бюджете предусмотрена аналогичная сумма, однако, как пояснил Сергей Смольников, схема расчетов изменилась. Убытки будут компенсироваться ежеквартально по факту. На сколько именно будет превышена заложенная в бюджете сумма, станет известно только в конце года.

Как заявила представитель государственного комитета «Единый тарифный орган» Мария Сластникова, по мнению ведомства, расчеты СПК не вполне прозрачны. Именно по этой причине возникают разногласия по поводу размера компенсации убытков между правительством и СПК. Основные расходы на функционирование сети электропоездов складываются из трат на железнодорожную инфраструктуру и аренду подвижного состава. Оплату расходов на инфраструктуру в основном берет на себя федеральное правительство, а львиную долю расходов СПК составляет аренда вагонов.

Евгений Савостин категорически опроверг заявление ЕТО о непрозрачности расчетов «Свердловской пассажирской компании». По его словам, прозрачность была неоднократно подтверждена в судебных инстанциях и различными надзорными органами.

На сегодняшний день по расчетам специалистов Единого тарифного органа убытки СПК составляют 100 миллионов рублей, и именно эта сумма заложена в бюджете области на их погашение. По расчетам СПК эта сумма составляет более 118 миллионов рублей. Одним из пунктов, по которым расходятся спорщики – расчет «населенности» вагонов, то есть, среднего количества пассажиров в одном вагоне. По сведениям ЕТО это 24,5 человека, по сведениям СПК 22 человека.

Как пояснил Евгений Савостин, их показатель рассчитывается на примере Свердловской области, где электрички сокращены до четырех вагонов. То же самое СПК готова сделать в Челябинской области, но есть опасения, что в летний период мест всем желающим в таких поездах не хватит.

Представители областного Минстроя и «Свердловской пригородной компании» заверили, что готовы к дальнейшему сотрудничеству, несмотря на прежние разногласия. Для проверки правильности расчетов в качестве арбитра планируется привлечь Федеральную службу по тарифам.

Заместитель начальника регионального УФАС Елена Семенова заявила, что у антимонопольного органа нет доверия к «Свердловской пригородной компании». Предприятие уже неоднократно воспользовалось своим монопольным положением на рынке, и в одностороннем порядке сокращало количество электропоездов. Елена Семенова не исключает, что такое может произойти вновь, несмотря на все сегодняшние заверения представителей СПК.

«Все споры надо решать цивилизованным путем в суде, а не отменять движение поездов», - отметила представитель УФАС.

Напомним, из-за разногласий, возникших по вопросу компенсации убытков, в 2012 году СПК сократила число маршрутов, что вызвало серьезные нарекания у жителей области. В 2013 году ситуация повторилась вновь.

На сегодняшний день спор между правительством Челябинской области и Свердловской пригородной компанией рассматривается в Арбитражном суде. Но независимо от исхода этого дела, жители Челябинской области не пострадают: электрички будут работать в установленном режиме, заверили представители власти и бизнеса.