6 февраля 2014, Автор: Ирина ДУРМАНОВА.

Просочиться через муниципальный фильтр должно быть покруче, чем через президентский

Предстоящей осенью, 14 сентября жители Челябинской области будут выбирать губернатора. Забытая процедура. Напомним, выборы глав субъектов Российской Федерации в последний раз проходили в декабре 2004 года.

А летом этого года случилось два теракта: с разницей в несколько минут были взорваны два самолета, следующие из Москвы в Волгоград и Сочи. Осенью обрушился на наши головы Беслан, и всем стало страшно. Владимир Путин принял решение о введении системы назначения губернаторов с формулировкой «для укрепления вертикали власти». Через десять лет выборы возвращаются.

Каковы особенности нового закона, с каким казусом в части несоответствия региональных норм федеральным уже столкнулись общественники, точнее представители муниципалитетов поселенческого уровня, читайте в публикации агентства Полит74.

Если вспомнить предысторию возвращения выборов глав регионов, то сначала речь шла о введении президентского фильтра, когда кандидатуры утверждаются на федеральном уровне. Потом думали о том, что решение будет принимать депутатский корпус региона. Закончилось все введением муниципального фильтра. То есть все кандидаты в губернаторы должны будут заручиться поддержкой муниципального сообщества, у избранных глав и депутатов муниципальных образований региона.

По форме это будет привычный сбор подписей. Причем каждая подпись будет заверяться нотариусом, и каждый депутат или глава смогут поддержать только одного кандидата. На самом деле это серьезный инструмент, который федеральные власти дают в руки органам местного самоуправления, чтобы избираемые губернаторы учитывали их реальные потребности, а региональная политика хоть как-то, хоть немного повернулась в сторону муниципалитетов.

На самом деле реформа местного самоуправления сегодня заявлена в рамках государственной политики. Об этом уже в самом начале выступления говорил в своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин, который озвучил результаты общения с муниципалами на их ноябрьском съезде в Москве. Последовали и другие действия, но дело сейчас не в этом. На примере заявленной процедуры посмотрим, как воспринимают посылы сверху на местах, и как легко это можно исказить и перевернуть с ног на голову.

Трудно сейчас определить, применили уловку или допустили грубую ошибку депутаты Законодательного собрания Челябинской области, когда принимали региональный закон о выборах губернатора. Нестыковку регионального законодательства и федерального обнаружил исполнительный директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских округов Юрий Гурман, известный в регионе тем, что стоит на страже прав на самостоятельность даже самых маленьких сельских поселений, которых пока подавляет административный ресурс и весомость районного уровня. С этого ракурса Юрий Альбертович и проанализировал региональное законодательство в части муниципального фильтра.

- Мы стали смотреть закон, что нам дают муниципальные фильтры, и как все это будет выглядеть, - рассказывает Юрий Гурман. – Всего у нас в Челябинске 3900 депутатов и глав муниципальных образований. Из них порядка 2,5 тысяч – представители поселений. Остальные – городских округов и районов. Мы прочитали ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти». Там говорится, что выдвиженцев политических партий и самовыдвиженцев должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований или иных избранных глав муниципалитетов данного субъекта РФ.

Посмотрели внимательно количественные рамки муниципалов, которые должны поддержать выдвигаемое лицо. Федеральный закон говорит – от 5 до 10 процентов. Наш региональный законодатель установил 7 процентов – это в рамки вписывается, что составит примерно 267 подписей. Внимание, самое интересное мы обнаружили впереди. В федеральном законе сказано, что в числе лиц, поддержавших кандидата в губернаторы, от общего числа должны быть только от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. То есть, защищая интересы поселений, федеральный законодатель отдал приоритет поселенческому уровню муниципальной власти. При этом он учел географию региона: подписи должны собираться не в одном-двух районах, а, как минимум, в 75 процентах от общего количества муниципалитетов в регионе. У нас 16 городских округов и 27 муниципальных районов, 243 муниципальных образований поселенческого уровня.

Наши депутаты в региональном законе определили, что подписей муниципалов районных и городских округов должно быть не менее 7 процентов. То есть «не более», заменили на «не менее», тем самым защитив районы и городские округа, не ограничивая верхний предел. А поселения отодвинули на задний план. А если бы мы этого не заметили? – задает вопрос директор АСМО и ГП.

Хотелось бы обратить внимание, что принципиальный подход к организации местного самоуправления, закрепленный в статье 131 Конституции Российской Федерации, заключается в том, что местное самоуправление осуществляется, прежде всего, в городских и сельских поселениях. Смысл введения «муниципального фильтра» состоит в том, чтобы обеспечить более полный учет интересов местного самоуправления на региональном уровне. Ведущая роль в поддержке кандидатур на должность губернатора, при этом, очевидно, должна принадлежать самому многочисленному и самому приближенному к гражданам уровню местного самоуправлении – главам и депутатам поселений.

Ассоциация обратилась в Законодательное собрание, областную избирательную комиссию, и к уполномоченному по правам человека в Челябинской области с просьбой внести изменения в областной закон «О выборах Губернатора Челябинской области» с тем, чтобы привести его в соответствие конституционным принципам и федеральному законодательству. Что же касается муниципального фильтра, как инструмента, главы поселений, входящие в состав ассоциации, отметили его, как весьма положительный момент. Еще до избрания будущий губернатор будет вынужден включить в повестку своей программы, а потом и работы развитие местного самоуправления, взятое за основу развития региона в целом.