12 декабря 2013, Автор: Служба информации.

Про самые важные проблемы региона

Про самые важные проблемы региона

В резиденции губернатора Михаила Юревича состоялась традиционная встреча руководителей ведущих областных СМИ. В разговоре с главой региона участвовали директор «Областного телевидения» Светлана Яремчук, директор филиала ГТРК «Южный Урал» Василий Платонов, главный редактор «31 канала» Анна Медведева, руководитель ИД «Гранада Пресс» Сергей Филичкин, главный редактор сайта «74.ру» Марина Пустовая. Предлагаем вам стенограмму состоявшейся встречи.

Светлана Григорьевна Яремчук, «Областное телевидение»: Добрый день, Михаил Валериевич. Для начала встречи совершенно традиционный вопрос: как вы оцениваете предварительные итоги социально-экономического развития области и каковы перспективы?

Михаил Валериевич Юревич: Неоднозначно оцениваю. В целом для нашей металлургической промышленности и машиностроения конъюнктура рынка сейчас крайне неудачна. Крупные заводы черной металлургии работают в этом году практически без прибыли. Когда ситуация изменится – сказать сложно, потому что на экспорт идет мало продукции из-за высокой стоимости, не выдерживают конкуренции отечественные производители, а на нашем основном рынке – внутреннем – цена продолжает снижаться.

Вместе с тем сейчас создается много небольших предприятий на территории Челябинской области: фабрики, инжиниринговые компании и т.д. Я всегда говорил, что такие предприятия более конкурентоспособны и более устойчивы на рынке. Основа экономики всех развитых стран – малые и средние компании с численностью до 100 человек. О них можно много рассказывать, но я отмечу новое направление, которого никогда раньше не было в области и которое активно набирает обороты, – это платная медицина. Посчитайте, сколько наших туристов едут в другие страны на лечение по тем видам услуг, которые в нашей стране не оказываются? А если в Челябинск или Магнитогорск привлечь хорошую медицинскую компанию и она будет оказывать платные услуги высокого качества, как, например, в Германии или Италии, то, соответственно, южноуральцы предпочтут лечиться у себя в регионе, а не за границей. И в бюджет области будут поступления от клиник.

В отличие от металлургии и машиностроения, в горнорудной отрасли ситуация достаточно неплохая. У нас в этом году запускается гигантский ГОК в Варненском районе – Михеевский. Мы о нем везде говорим, потому что это действительно важный проект. И буквально в начале 2014-го года стартует строительство еще одного горно-обогатительного комбината – Томинского. Уже все документы практически согласованы, проект есть, земля выделена. Здесь будут перерабатывать породу, извлекать из нее медный концентрат, который будет поставляться на наши крупные предприятия цветной металлургии, – это Карабашский медеплавильный и Кыштымский медеэлектролитный заводы. Таким образом, Русская медная компания сама будет обеспечивать себя сырьем и создаст замкнутый цикл производства.

В целом, все предприятия на территории области работают достаточно стабильно. Не могу сказать, чтобы кому-то угрожало исчезновение с рынка. Слова «банкротство» не надо бояться. Да, когда-то были ситуации, когда в результате банкротства предприятия сдавали в металлолом. Сейчас такого нет. Во всем мире банкротство – это, прежде всего, защита от кредиторов и очистка от долгов. И когда компания проходит процедуру банкротства, то будущий новый собственник получает ее чистой, без наработанных другими собственниками задолженностей. И дальше у нового собственника должен быть план, как это предприятие будет работать, чтобы получать прибыль.

Анна Вадимовна Медведева, 31 канал: Михаил Валериевич! Про инвестиции много говорится и пишется в прессе. Вы часто бываете за границей, общаетесь с руководителями регионов и компаний. Изменились ли векторы наших внешнеэкономических связей? Какие направления сейчас являются наиболее перспективными?

Михаил Валериевич Юревич: За границей я бываю очень мало, надо ездить больше, хотя бы в два – три раза больше.

Чтобы привлечь инвестора, надо постоянно с ним общаться: раз приехать, два приехать, созвониться, пообщаться. Мы заинтересованы во всех инвестициях. Проще нам работать с теми, кто ближе географически, – это Германия, Италия, Финляндия, Швеция. Лучше всего у нас складывается взаимодействие с Германией и Италией.

Василий Иванович Платонов, ГТРК «Южный Урал»: 2013-ый год стал очень успешным для южноуральского агропромышленного комплекса. С чем это связано и какие у него перспективы?

Михаил Валериевич Юревич: В 2013 году рост производства продукции сельского хозяйства составил 13,6%. Рост за счет чего? Прежде всего потому что у нас очень мощная пищевая промышленность. Много брендов, которые продают свою продукцию по всей России. Соответственно, сами продукты питания здесь изготавливаются, под них «заточены» аграрии. Это очень важно.

В ближайшие дни я буду открывать тепличный комплекс площадью 24 тысячи квадратных метров в Чурилово. Новые собственники все бывшие сооружения снесли и на прежнем месте построили новое, современное предприятие. Недавно появился еще один новый комплекс около Магнитогорска. Здесь еще большая площадь – 80 тысяч квадратных метров. Эти тепличные хозяйства высокорентабельны.

Пищевая промышленность продолжает расти, и достаточно хорошими темпами. И она «тянет» за собой весь агропромышленный бизнес.

Что касается производства молока – здесь у нас ситуация очень хорошая. Среди поставщиков большая конкуренция. Раньше было всего три завода, которые входят в единый холдинг, – Челябинский, Магнитогорский и Чебаркульский. Сейчас появились еще два – в Южноуральске и Магнитогорске. Есть много маленьких компаний по переработке молока. Больше предприятий – выше конкуренция. Им приходится бороться за потребителей – повышать качество, снижать цену. Кто в итоге выигрывает? Рядовой покупатель.

Марина Анатольевна Пустовая, 74.ru: Михаил Валериевич, что на ваш взгляд, сегодня не получается у областной власти и в чем причины этих трудностей? Ряд экспертов, в числе негативных тенденций, отмечает стагнацию в жилищном строительстве. Что предпринимается властью для повышения доступности жилья?

Михаил Валериевич Юревич: Я бы не сказал, что на рынке жилья у нас стагнация, мы просто достигли какого-то предела покупательной способности. В прошлом году мы вышли на пик строительства, много возводят крупные города – Челябинск, Магнитогорск. В сельской местности тоже строятся – в основном, это индивидуальные дома в частном секторе. Скорее в области не стагнация, а определенное насыщение рынка жилья.

В последние годы значительно выросла себестоимость квадратного метра. И если когда-то мы говорили, что себестоимость квадратного метра у нас 24 тысячи, то сейчас меньше 30 тысяч рублей нет. Плюс благоустройство, плюс подключение к инфраструктуре, 40 тысяч – это минимальная цена, которая позволяет конкурировать на рынке и иметь небольшую рентабельность. Челябинск на душу населения среди миллионных городов, наверное, один из самых крупных застройщиков. При этом в области стоимость квадратного метра одна из самых низких среди городов-миллионников. Я считаю, что руководство Челябинска и так называемой челябинской агломерации – это Сосновский район, Копейск, отчасти Коркино – в целом справляется с задачей строительства максимального объема жилья. При этом монополистов нет – на рынке очень жесткая конкуренция между компаниями-застройщиками.

Светлана Григорьевна Яремчук, «Областное телевидение»: Михаил Валериевич, обратимся к теме крупных инвестпроектов. У нас на территории области уже есть один самый большой в Европе Коркинский разрез. Теперь появится еще один, под Челябинском, на Томинском месторождении. Насколько это оправдано с точки зрения экологии? И следите ли Вы за этим?

Михаил Валериевич Юревич: Я за этим слежу, причем достаточно внимательно. Вообще много внимания уделяю проблемам экологии. Сейчас в любой проект обязательно включается рекультивация месторождения, поэтому построить завод, разработать карьер, а потом бросить все, как в Коркино, не получится.

Оборудование на Томинском комбинате будет современное, высокопроизводительное. Раньше при таких заводах строили целые города или поселки. На сегодняшний день экономически обоснованная жизнь подобного предприятия – 25-30 лет. Здесь будут перерабатывать 28 миллионов тонн руды и получать из нее до 264 тысяч тонн медного концентрата в год. К разработке этого месторождения и строительству комбината приступят уже весной будущего года.

Что касается тех предприятий, которые строились в 30-х, 40-х, 50-х годах прошлого века, это прежде всего наши металлургические гиганты, то в один день их нельзя сделать экологически чистыми и довести до современного мирового уровня, но тем не менее к этому надо стремиться. Показателен пример Магнитогорского металлургического комбината, который огромные деньги вкладывает в экологию, соответственно и выбросов становится меньше.

Правительство области и я лично занимаем жесткую позицию в отношении предприятий, которые допускают нарушения экологического законодательства. Если будет плохая экология, у жителей будет снижаться иммунитет. И как следствие, произойдет рост заболеваемости.

Не скажу, что все наши предприятия в одночасье можно сделать экологически чистыми, потому что промышленная революция так или иначе ведет к загрязнению окружающей среды. Но это воздействие надо минимизировать. Соответственно, такая задача стоит, и область планомерно двигается в этом направлении. Помимо ММК, приведу в пример комбинат «Магнезит», цинковый завод, «Мечел», Карабашмедь. Там стоят огромные очистные сооружения.

А где-то приходится и жесткие меры применять для того, чтобы соблюдалось экологическое законодательство.

Анна Вадимовна Медведева, 31 канал: Михаил Валериевич! Большинство независимых экспертов отмечают высокий градус информационной кампании, которая с лета этого года идет лично против вас. Вас упрекают, помимо прочего, в больших тратах на вертолет, личную охрану. А в одной из статей вас упрекнули едва ли не в причастности к смерти нескольких известных людей, в частности, Владимира Богомолова.

Михаил Валериевич Юревич: Надо просто разобраться, что происходит. В области неблагоприятная экологическая ситуация, поэтому я занимаю жесткую позицию: все предприятия должны сокращать выбросы и снижать воздействие на окружающую среду. Кому-то это не нравится.

Есть еще другая сторона медали. Очень часто Президент страны говорит, что надо прекращать работать с оффшорами и налоги платить по месту производства продукции. А у нас в области есть случаи, когда на протяжении многих лет завод работает и налоги практически не платит. Причем если прибыли нет, то ему еще возвращают налог на прибыль. Откуда? Из бюджета Челябинской области.

У информационной кампании, которая против меня ведется, есть еще одна составляющая. В Челябинске большое количество земельных участков, на которых незаконно построены рынки, небольшие палатки, ларьки. Раз незаконно – значит, с администрацией города никаких договоров не заключалось и муниципалитет ничего с этого не получает. При этом предприниматель платит за аренду каким-то частным лицам.

Соответственно, вокруг такого вот «бизнеса», а по сути, за счет недополученного дохода муниципальной казны, обогащается некая группа лиц. Ущерб бюджету города измеряется в сотнях миллионов рублей. Конечно, такого быть не должно. Это просто подмена существующей власти криминальными элементами, которые распоряжаются по своему усмотрению городской землей.

Три года назад этого не было. Только власти дали слабину, и все. Распространение произошло практически в месяцы. То есть приходили, говорили предпринимателю: «Ты хочешь построить киоск или рынок? Не вопрос, вот ставь здесь. Все согласовано». Оказывалось так, что районные власти боялись об этом сообщать в город. Все боялись, была ситуация общего испуга.

В конце концов правоохранительная система все-таки провернулась. И сейчас в общем-то законность потихонечку восстанавливается. Идет планомерный снос незаконных построек. Есть недовольные. Но никто останавливать работу не собирается.

Многим предпринимателям администрация Челябинска будет предоставлять другие места или, если эти места можно узаконить, то их будут узаканивать, чтобы плата за аренду земли поступала в муниципальный бюджет. Администрация Челябинска этим активно занимается. Я надеюсь, что в следующем году городская казна значительно пополнится.

И все-таки, те обвинения, которые звучат лично в Ваш адрес, – про вертолет, охрану, статьи в газетах-однодневках с обвинениями в убийствах, что скажете об этом?

Михаил Валериевич Юревич: Во-первых, что касается вертолета, область большая. Во всех таких больших областях летательные аппараты есть. Просто часто такое бывает, что на территории какого-то региона уже базируется служба, у которой можно постоянно брать авиатехнику. У нас, когда мы приобретали вертолет, такого не было. Соответственно, один летательный аппарат на такую большую область – это мизер. Если посмотреть в мире, то есть санавиация, где вертолетами доставляют пострадавших в медицинские учреждения, и все это делается за счет бюджета. Но у нас, прежде всего, он используется для чрезвычайных ситуаций, для обнаружения пожаров, в основном. На нем летают и члены правительства Челябинской области. Я как губернатор тоже, бывает, пользуюсь вертолетом, но не скажу, что часто, только в служебной необходимости.

Один вертолет на всю область – это не так много. Вот, например, в соседнем Башкортостане — 3, в Татарстане тоже несколько штук, у них еще и самолеты есть, но самолеты нам нет необходимости покупать.

В случае возникновения ЧС: пожаров, потопов, аварий, природных катаклизмов – вертолеты просто необходимы. Часто бывают снегопады, обрывы линий электропередач, осмотр сельскохозяйственных посевов и так далее. Очень нужная вещь. Один вертолет на область надо иметь обязательно.

Что касается убийств, тут особо нечего комментировать. Вот, действительно, написали про Владимира Богомолова. Мы с ним учились в параллельных классах, он закончил медицинский институт, долго работал по реабилитации наркозависимых, создал один из первых в области центров реабилитации – это «Крылья». Серьезно относился к этой работе, и много у него вылеченных случаев — огромное количество, потому что наркоманы, прежде всего, лечатся психологически, он был психотерапевт по образованию. Так случилось, что он еще был любителем подводной охоты. На озере Еловое стрелял рыбу, и проезжающая моторная лодка его не заметила и случайно ударила. И соответственно, произошел такой несчастный случай. Владимир Богомолов очень много сделал для Челябинска. И конечно, когда приписывают подобные ситуации…. Ну что, Бог им судья. Так что — издержки, издержки... Но мы все равно будем сносить незаконные сооружения.

Олег Олегович Гришанков, пресс-секретарь губернатора: Михаил Валериевич, завершая нашу встречу, задам последний вопрос. Что нас ожидает в 2014 году, какие цели и задачи Вы ставите перед командой?

Михаил Валериевич Юревич: Задача в области одна – это повышение уровня жизни наших земляков. Ее мы можем решить только одним способом. Это привлечение инвестиций, строительство новых и развитие существующих предприятий. Также законность должна быть в области, чтобы не было рейдерских захватов, как в Верхнем Уфалее не так давно. Вот это самое главное. Соответственно, надо планировать большое количество поездок, общение с инвесторами, потому что только благодаря общению с инвесторами и привлечению инвестиций мы можем добиться создания новых рабочих мест. И соответственно, роста заработной платы. А у нас сейчас, вы знаете, к реальной заработной плате в промышленном секторе привязана заработная плата и в бюджетном секторе. Поэтому если к нам идут инвестиции, строятся новые предприятия, происходит рост заработной платы, соответственно, она тут же и в бюджетном секторе поднимается. Правительство региона получает с этих новых предприятий налоги, и с этих налогов мы можем выполнять социальные обязательства. Это номер один – инвестиции. Кстати, 2014 год будет, наверно, максимальным по вводу новых промышленных объектов. И рассчитываю, что у нас будет рост экономики. Такие у нас задачи. Предельно земные.