13 апреля 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Чем недовольны муслюмовцы?

В устах чиновников этот вопрос обретает интонацию удивления. В самом деле, переселяют людей подальше от страшной Течи, а они не торопятся с благодарностями. Даже наоборот, пишут письмо президенту с каким-то жалобами, мол, не так все делается. А ведь можно было бы и вовсе никого никуда не переселять, поскольку поселок в радиационном плане чистый, заражено только речное русло. Но прыгать в него никто не просит, а кто купается или ловит рыбу в радиоактивной реке, пусть пеняет на себя, тем более что по берегу установлены предупреждающие знаки… Свою позицию по вопросам, связанным с переселением Муслюмово, представители областной администрации и Росатома высказали на сегодняшней пресс-конференции. Хватило и конструктива, и эмоций.

В фантазии отказать

Приглашенных на пресс-конференцию представителей СМИ в фойе губернаторской резиденции встречали жители села – мужчина и женщина. Внутрь их не пустили, и они вручали журналистам текст обращения к президенту, стоя у входной двери.

Тем не менее, судя по всему, конференция как раз была призвана стать ответом властей на действия общественности. На днях муслюмовцы в своем письме к главе государства изложили все недоразумения, которыми, по их мнению, сопровождается реализация масштабного проекта переселения. Во-первых, с самого начала они просили переселить их поближе к Челябинску, где многие из них работают и все без исключения наблюдаются в Центре радиационной медицины. В этом было отказано. Во-вторых, новое место обитания расположено в трех километрах от прежнего, и муслюмовцы не видят смысла переезжать, если водопой для скота и почва для огородов остаются прежними. В-третьих, авторы обращения утверждают, что их вынуждают переезжать в указанные места, не оставляя выбора и не давая в самостоятельное распоряжение обещанного миллиона. И, наконец, в-четвертых, переселенцев не устраивает то, что финансовыми операциями занимается некий некоммерческий фонд, учрежденный в Москве. Муслюмовцы подозревают, что речь идет не только об их интересах.

Первый вице-губернатор Владимир Дятлов назвал письмо ничем иным, как политической спекуляцией неких москвичей, которые, преследуя собственные пиар-цели накануне выборов, ввели жителей села в заблуждение и заставили подписать текст. Свою убежденность Дятлов аргументировал довольно своеобразно. Когда ему процитировали фразу из письма, он заявил, что «на такие обороты у муслюмовцев бы фантазии не хватило».

Отказав деревенским жителям в способности самостоятельно мыслить, чиновники, тем не менее, очевидно, приготовились тщательно пройтись по всем пунктам обращения. Первый вице-губернатор рапортовал, что в данный момент идет работа по технической инвентаризации строений, документы передаются в регпалату, а оттуда – в структуру, уполномоченную выкупать старые дома. Эпопею с переселением планировалось завершить в первой половине нынешнего года, но процесс идет медленнее, чем ожидалось. Причину этого Владимир Дятлов видит в отсутствии у многих муслюмовцев нужных бумаг, а торопить жителей с их оформлением никто не имеет права.

Советник руководителя Федерального агентства по атомной энергии Игорь Конышев подчеркнул, что переселение – процесс сугубо добровольный. Никто никого ни к чему не принуждает, и все действия властей направлены единственно на благо муслюмовцев. Каждый из них должен принять решение, остаться ли ему в родных местах или переехать. А задачу общественников советник видит в том, чтобы помочь жителям поселка определиться с выбором.

По информации Конышева, на сегодняшний день окончательное слово сказали 398 хозяев домовладений. 99 из них выразили желание поселиться в Новомуслюмово. С 93 семьями уже заключены договора на покупку жилья в других территориях. 44 семьи переберутся в Челябинск, причем только три из них решили вложить полученные деньги в ипотеку, остальным миллиона хватило, чтобы сделать покупку жилья сразу. 26 получателей денег приобрели недвижимость в Кунашакском районе, семь из них – на станции Муслюмово, по одной семье уехало в Курган и в Башкортостан.

Переезд вреден для здоровья?

Из всех жителей Муслюмово только 148 человек имеют право на льготы. Это больные лучевой болезнью, эвакуированные, инвалиды и участники ликвидации аварии на ПО «Маяк». Для всех остальных жителей программа переселения – единственная «даровая» возможность улучшить свои жилищные условия. Большая часть домов в нынешнем Муслюмово классифицируется как ветхо-аварийное жилье.

На конференции не раз было подчеркнуто: проект переселения муслюмовцев – это только результат доброй воли руководителей Челябинской области и Росатома. На уровне государства такой программы нет, никогда не было, и она не обязана быть. Владимир Дятлов не замедлил отметить, что, в общем-то, переселение необязательно: радиационный фон в поселке не превышает 7-16 мкР/ч, что даже ниже, чем в Челябинске. Так что можно было ограничиться только реабилитацией русла Течи и улучшением условий проживания в поселке – газификацией и прочим. Но раз уж решение о переселении принято, надо выполнять.

Вопрос о полной безопасности муслюмовцев вызвал у аудитории некоторые сомнения. На что министр радиационной и экологической безопасности Геннадий Подтесов ответил, что водозаборов в Тече не было уже давно, и воду из реки никто не пьет. Кроме того, добавили коллеги министра, по берегам реки установлены предупреждающие знаки. И если человек ими пренебрегает, то ответственность за свое здоровье несет только он сам. Муслюмовцы же, по словам Владимира Дятлова, разрушили ограждения из железобетона и колючей проволоки, только бы прорваться к реке.

Как сказал Игорь Конышев, обитать в Муслюмово вполне безопасно, если соблюдать регламент проживания в загрязненной зоне. (Так значит, все-таки загрязненной?) А вот переезд, наоборот, может навредить. Конышев привел пример одного из жителей Муслюмово, который надумал перебраться в Челябинск, но потом заявил: «Дайте мне миллион, поеду обратно. Не могу здесь жить…» По мнению советника руководителя Росатома, изменение среды обитания может даже сократить переселенцам жизнь: непривычные условия, рацион питания, словом, оторванность от родной земли может быть чревата вот такими печальными последствиями.

Это отнюдь не значит, что чиновники ратуют за то, чтобы муслюмовцы остались на берегах Течи, заверил Конышев. «Нам все равно, как будут потрачены деньги, - заявил Игорь Валерьевич, - главное, чтобы люди смогли решить свои проблемы так, как считают нужным. Нам даже проще, если все переедут в другие территории: не придется строить дома, подводить коммуникации… Но даже если в Новомуслюмово захотело бы переехать всего пять человек, построили бы для них пять домов. Мы обязаны это сделать».

Отдельно зашла речь о структуре, занимающейся финансовыми операциями, связанными с реализацией проекта. Игорь Конышев пояснил: программа осуществляется на целевые внебюджетные средства. На бюджетные нельзя: тогда надо бы за каждое домовладение выплачивать хозяевам его оценочную стоимость. А это в десятки раз меньше миллиона рублей, и на эти деньги ничего не купишь. Не может быть финансовым оператором и федеральная структура. Поэтому приняли решение создать для этих целей некоммерческий фонд, абсолютно подконтрольный. Как говорят чиновники, схема непрямая, но вполне законная.

По словам Геннадия Подтесова, куда бы муслюмовцы ни пожелали переехать, жилье будет передано им в полную собственность. А льготы – у тех, кому они положены, сохранятся.

В конце апреля будет завершено проектирование Новомуслюмово. Населенный пункт пока рассчитан на 300 семей, корректировки будут внесены по ходу строительства, к которому приступят в начале мая. Областные специалисты утверждают, что это будет современный, удобный поселок, где есть запасы чистой воды, возможности для газификации домов. Будут обеспечены и объекты социальной инфраструктуры, и чистые водопои, и крытый бассейн, который собирались строить в старом поселке, перенесут в новый.

Казалось бы, все хорошо. Но стоит сказать об еще одном недоразумении, на которое теперь уже власти пожаловались журналистам. Чиновники посетовали на аппетиты муслюмовцев. Выяснилось, что с момента начала реализации проекта к 741 семье, которой положили по миллиону, неожиданно прибавилось еще 115. Они заявили, что тоже вправе получить такой «подарок», поскольку имеют домовладения в Муслюмово. На деле 46 этих домовладений оказались попросту покинутыми фундаментами домов, 69 – нежилыми сараями для хранения инвентаря, чьи хозяева давно не живут в поселке. По решению чиновников, миллиона рублей такие претенденты, конечно, не получат, но могут рассчитывать тысяч на 10-15. Но могут и их не получить.

Завершилась конференция на оптимистической ноте. «Все винят государство, - посетовал Игорь Конышев, - а оно старается оградить людей от проблем». Почему, интересно, муслюмовцы в это не очень верят? Не хочется повторять избитую фразу с противопоставлением «хотели – получилось». Но ясно одно: участники и организаторы проекта переселения пока решительно не слышат друг друга, и их противоположные по смыслу утверждения о том, что хорошо, а что не очень, заглушают друг друга. Остается надеяться, что письмо общественников дойдет-таки до президента, и своим веским словом он призовет стороны к уважительному диалогу.