8 ноября 2013, Автор: Сергей ТАРАН.

Хомутининский беспредел неподсуден

Кто-то верно заметил, что в России надо жить долго, чтобы увидеть, как будет восстановлена справедливость, а злодеи наказаны. Но в селе Хомутинино Увельского района, похоже, надо запастись просто библейским долголетием. Здесь вот уже около 20 лет одни жители домов по улице Уральской пытаются приватизировать свои квартиры, другие, незаконно выселенные, — вернуть свое жилье. Одним словом, ничто не забыто, никто не забыт, и борцы за справедливость готовы стоять до конца.

Сам себе господин

Одна из достопримечательностей села Хомутинино — санаторий «Урал», с которым у хомутининцев имеются прочные и разнообразные связи. Некогда в этих благодатных местах останавливались на лечение господа, приезжая из дореволюционного Челябинска. Местное озеро, его вода и грязи обладают целебными свойствами. Постепенно начала складываться инфраструктура будущего санатория «Урал». В постсоветский период он в составе всего санаторно-курортного фонда области находился в ведении областного предприятия «Челябинсккурорт» по постановлению коллегии Российского республиканского совета по управлению курортами в 1992 году. Через четыре года, по постановлению уже главы администрации Челябинской области от 20 декабря 1996 года № 778 арендное предприятие «Челябинск-курорт» перерегистрировано в государственное унитарное предприятие (ОГУП) «Челябинсккурорт». Одноименному правопреемнику достается все тот же санаторно-курортный фонд. А тем временем судьба санатория «Урал» решается в профсоюзных кругах. Не даром Ленин называл профсоюзы «школой хозяйничания». Областная федерация профсоюзов по-хозяйски постановила у себя на президиуме, что санаторий «Урал» принадлежит... федерации профсоюзов. Родился самый настоящий юридический казус, когда собственное постановление некая организация кладет в основание возникновения собственного же «права» на государственную собственность. Но пропажи никто не заметил и шума поднимать не стал. Что само по себе удивительно и знакомо одновременно.

Новая организация ОАО «Санаторий «Урал» в свой уставной фонд положила аж 15,5 тысячи рублей. Зато махом было приватизировано предприятие стоимостью в 12,5 миллиона рублей. Мало того, собственными профсоюзы признали и пожарное депо, и коммуникации санатория, и детский сад, который быстро превратится в частную гостиницу, и жилой фонд. Не приватизировали разве что жильцов в домах. Но с ними санаторий «Урал» не особенно церемонился в борьбе за квартиры.

Смелость города берет, а наглость — квартиры

Местный житель, депутат от «Справедливой России» Александр Вечканов рассказал, что жилой фонд, который санаторий «Урал» объявил своей собственностью, включал восемь домов по улице Уральской. Всего 144 квартиры. Из них 116 благополучно успели пройти процедуру приватизации. Но вот 28 квартир оказались «отфильтрованы».

— Нам не дают приватизировать жилье, — продолжает Александр Сергеевич,— выселяют. Получается, 28 семей оказались неугодны администрации санатория «Урал» и руководству профсоюзов Челябинской области. Потому что им принадлежит 44 процента санатория «Урал». Они же считают, что жилой фонд тоже в их собственности.

Кто же прав? Жильцы доказывают: это государственное жилье, на которое они получили договоры социального найма, что логично, а значит, имеют право на приватизацию своих квартир. Дома по улице Уральской были построены и сданы в эксплуатацию в 1989 году. Дольщиками выступили разные организации, в том числе, к примеру, Юрюзанский мехзавод. А вот заказчиком выступало в основном Госимущество и отчасти профсоюзы. Но ведь быть заказчиком и быть собственником не одно и то же.

В 2004 году аудиторская проверка ОАО «Санаторий «Урал» выявила, что 92 процента средств на строительство домов составили средства челябинских дольщиков, четыре процента — федеральные средства и еще четыре — это действительно были средства от профсоюзов. Исходя из этого, логично утверждать, что жилой фонд должен принадлежать Челябинской области.

— Но профсоюзы объявили себя собственниками и распоряжались этими домами как хотели, — утверждает Вечканов.

Справочка с ошибочкой

После того как руководство федерации профсоюзов в 1997 году объявило себя собственниками санатория «Урал» и одновременно жилого фонда, началась кампания по документальному закреплению собственности. Вот как это делалось. В БТИ Комитета по строительству и архитектуре Увельского района от ОАО «Санаторий «Урал» поступил запрос на справку для предъявления в районный суд. И БТИ подает «справку» на основании того же «решения президиума». Суд, не дав критической оценки документу, принимает решение в пользу санатория «Урал». Началось выселение людей из квартир. И только через семь лет, в 2004 году, в комитет по управлению имуществом от ведомства поступит забавный документ: «Считать ранее выданные справки о принадлежности жилых домов № 2, 4, 6, 8, 10, 12 по улице Уральской в селе Хомутинино Федерации профсоюзов Челябинской области на основании постановления Федерации профсоюзов от 03.06.1997 г. недействительными, поскольку они выданы ошибочно». Но за это время людей успели лишить жилья. Хороша ошибочка.

В 2002 году, в самый разгар конфликтов между жильцами и администрацией санатория, Челябинский областной комитет по имуществу по кассационной жалобе на решение Увельского районного суда направил свое особое мнение, которое обосновал так: «...имущество санатория «Урал» относится, согласно меморандуму от 10.06.99 г., к общей собственности РФ, Челябинской области, профсоюзов, трудового коллектива, иных инвесторов. Долевого и пообъектного разграничения имущества данной здравницы в настоящее время не производилось». Но суд и этот документ проигнорировал.

С вещами на выход

— Из четырех квартир по суду людей выселили, — рассказывает местный житель Валерий Сюткин, потерявший жилье. — Еще раньше администрацией санатория «Урал» было захвачено десять квартир. В отсутствии жильцов вскрывали квартиры, вывозили вещи к себе на склад. Заселяли новых жильцов. Мы писали в прокуратуру, в милицию.

— События эти происходили с 1996 года по 2003-й, — вступает в беседу Александр Вечканов. — Жильцов из квартир по ступенькам тащили, выкидывали на улицу. Однажды дело закончилась поножовщиной. Хозяйку одной квартиры порезали сотрудники охраны санатория. Женщина получила проникающее ранение — удалили селезенку. Только тогда областная прокуратура написала представление, дескать, давайте там без насилия.

Но квартиры вскрывали, а если там оказывались жильцы, то их просто избивали. Так избили двух врачей, в том числе и меня. Побои зафиксированы в травмпункте. Мы ходили разбираться в администрацию санатория. Нам и слова сказать не дали, вызвали охрану, которая нас скрутила и вышвырнула вон. Увельская районная прокуратура и милиция не прореагировали. Отписались: «Факты не подтвердились». И отказали в возбуждении уголовного дела. Хотя на месте событий была генеральный директор Галина Селянина, милиция, представители власти. Фактически они были свидетелями произвола.

Когда это закончится

Если квартирный вопрос не решен, то он не имеет срока давности. Вот и хомутининцы с улицы Уральской с 1996 года ведут борьбу за право приватизировать свои квартиры, хотя прожили там уже более 20 лет. Часть из них живет в страхе: в любой момент могут выгнать на улицу. Тех, кого выселили, не покидает надежда вернуть свое жилье. Слишком очевидно, что с ними поступили неправосудно. Есть и такие жильцы, которых вынудили выкупать собственные же квартиры.

— В 2001 году мы все заключили договоры социального найма, — рассказывает Вечканов. — Оплачиваем исправно услуги ЖКХ. Прошло пять лет. В июне 2006 года руководство профсоюзов Челябинской области по подложным документам зарегистрировало эти 28 квартир в свою собственность. А в августе дарят эти квартиры санаторию «Урал». Это мнимая сделка. Однако новый «собственник» начинает через суд выселять людей без предоставления жилья. Тогда руководство профсоюзов Челябинской области предлагает людям выкупить это жилье по коммерческой цене. Часть людей покорилась, выкупили. Но без оформления соответствующих документов. Мы в ОБЭП подали заявление, ОБЭП нам отказал в возбуждении уголовного дела на том основании, что это гражданское дело. 12 семей заплатили 600 тысяч, тех не выселяют. Профсоюз придумал хитрую схему: десять лет отработал — имеешь право приватизировать. Нет — выкупай квартиру по остаточному принципу.

Есть документы, что профсоюзы не являются собственниками. Но тем не менее они сумели зарегистрироваться в регистрационной палате как собственники этих квартир. Мы в 1996-м и в 2006 году обращались в администрацию Увельского района, чтобы нам дали приватизировать эти квартиры. Глава района Анатолий Литовченко отказал нам в приватизации этих квартир. А за это время профсоюзы успели это жилье зарегистрировать — дата 06.06.2006. И нас выкинули из квартир. Такое впечатление, что мы оказались жертвами масштабной махинации. Куда ни кинешься, нигде не можешь найти правды в районе. Областная прокуратура нам отвечает: «Есть решение суда». Но оно-то неправосудное. Дошло до того, что в Увельском суде у меня судья Кирсанова украла оригинал договора социального найма. Я написал заявление в районный, областной, Верховный суд, в Следственный комитет, прошу возбудить уголовное дело. А судья так и ходит на работу. Я в очередной раз написал в областной суд заявление. Это позор, это ЧП, когда судья крадет документы.

Их нравы

В свое время ОАО «Санаторий «Урал» проверяли по налоговым преступлениям. Сотрудники областного УВД сделали выемку документов. Но тут — заминка. Почему-то все «интересные» документы, большей частью по бухгалтерии, оставили на ночь. Ночью комнату вскрыли, вывезли документы в поле и сожгли. Не побоялись рвать пломбы на дверях. Документы были пострашнее. А началось все с признания участницы преступной схемы, в которую, по ее словам, входила гендиректор Селянина, главный бухгалтер здравницы, помощник главбуха и старшая медсестра. Идея была проста — получать деньги от отдыхающих, но бланки путевок не выписывались и официально в журналах не отмечались. Сумма, получаемая мимо кассы, набегала до миллиона рублей. Сегодня это дело практически закрыли.

— Я не удивляюсь, что нам не дают реализовать свое право на приватизацию,— говорит Вечканов, — потому что мы не угодны в районе со своим разбирательством. А деньги и круговая порука, знаете, делают свое дело. Так недалеко и до Кущевки. Санаторий правит всем. Но попробуйте найти совет директоров, уставные документы. Вы нигде не найдете, это все скрыто от общественности. Я пытался найти что-то в ВТБ-реестре. Но информации нет. Получается, что это огромные потери для Челябинской области, но никто не хочет этим заниматься. Мы писали в регистрационную палату, чтобы предупредить незаконную регистрацию жилого фонда. Нам оттуда ответили, что рассмотрим. Рассмотрели и все равно зарегистрировали.

Кстати, в Ленинградской области два похожих «санаторных» дела закончились победой граждан, у которых отняли квартиры. И даже здравницы вернули государству.