13 сентября 2013, Автор: Виктория ОЛИФЕРЧУК.

Южный Урал поднял музыкальную волну

В третий раз на Южном Урале стартовал фестиваль «Дни Высокой музыки». Форум уже превратился в традиционный, а значит и вопрос «Чем удивлять будете?» стал насущным. В этот раз организаторам вновь удалось привлечь внимание публики: сразу пять старинных скрипок приехали на открытие фестиваля. Событие весьма значительное, всего-то несколько городов услышали эти уникальные инструменты. В компанию попали скрипки самых знаменитых мастеров XVI — XIX веков — инструменты Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома. Страховая стоимость этой коллекции более 20 миллионов евро.

Музыкальные пристрастия губернатора

Послушать ангельское пение великих скрипок собрался полный театр — ложи ломились под напором зрителей, в партер поставили дополнительный ряд. Открытие фестиваля почтил своим присутствием сам губернатор, чем сразу перевел это культурное мероприятие в разряд беспрецедентных.

— Я, конечно, не специалист в музыке, — оправдывался Михаил Юревич перед журналистской братией, но весьма живо интересовался инструментами и даже хотел было взять один из них в руки.

— Нельзя,— худрук фестиваля и скрипач Дмитрий Коган поспешно прижал скрипку к груди и пояснил: — Эти инструменты не дают никому. Даже владелец, который купил эту скрипку, и тот в руки ее не берет.

В ходе демонстрации выяснилось, что челябинский губернатор был на аналогичном концерте в Москве и теперь у него даже есть любимое музыкальное произведение — марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева.

— Впервые пять великих скрипок прозвучат не только в Челябинске, но и в других, малых городах области, — отметил губернатор со сцены. — Благодаря стараниям Дмитрия Павловича к нам приезжают великие исполнители. Южный Урал любит хорошую музыку, не случайно на всех площадках аншлаг.

— Мне хочется, чтобы как можно больше людей приобщились к высокому искусству, поэтому в концерте прозвучат самые разные произведения — от старинной музыки XVII века до джаза, — пообещал Коган и слово свое сдержал.

Пять отличий на слух

Кстати, накануне старта фестиваля в фойе оперного театра в течение двух часов все пять скрипок были выставлены на всеобщее обозрение. Народу поглазеть собралось немало, тем более что это не просто инструменты с уникальным звучанием, а настоящие произведения искусства. Правда, отличить одну от другой сможет только специалист.

— По внешнему виду они очень похожи, — объясняет как раз специалист, эксперт по старинным музыкальным инструментам Михаил Березницкий.

— А по звучанию?

— Разные. Если звук Страдивари можно сравнить с Рафаэлем — что-то светлое, божественное, то звук Гварнери дель Джезу, даже не знаю, может, с Гойей можно сравнить — что-то более дьявольское.

— Можете на слух отличить, какая скрипка звучит?

— В большинстве случаев конечно, но, бывает, и ошибаюсь. Особенно если это ранняя или поздняя работа мастера, в этом случае она бывает либо похожа на скрипки учителя, либо уже скрипки его учеников похожи на нее.

Впрочем, для публики подобные тонкости неведомы, а поэтому комментарии Дмитрия Когана оказались весьма кстати. Оказалось, что самый старинный инструмент создан в 1595 году сразу двумя мастерами — братьями Иеронимо и Антонио Амати, и в этом ее уникальность. Ее нежный, певучий голос, по мнению Дмитрия Когана, больше всего подходит для исполнения старинной музыки.

— Скрипки Гваданини чисто мужские, даже брутальные. Этот мастер был последним, кто обладал секретом потрясающего звучания. После него секрет был утерян.

Страдивари прожил 90 лет и создал почти 400 инструментов, монархи разных государств в очередь выстраивались за его скрипками. А вот Гварнери — с трудом чуть больше 40 и умер в нищете, и скрипок-то у него было всего ничего. На сегодняшний день это большая редкость. Кстати, именно его скрипка «Робрехт» в коллекции самая дорогая.

Для интеллектуалов и любителей

— Желаю приятного вечера, — пожелал присутствующим на открытии фестиваля губернатор.

Вечер действительно оказался интересен, правда более в просветительском плане. Дмитрий Коган рассказал о каждой скрипке что-то непритязательное, что может понять и запомнить простой слушатель.

— Единственная неитальянка в этой коллекции — это скрипка Вильома 1852 года. Всю жизнь этот французский мастер пытался создать инструмент, который по звучанию не уступал бы скрипкам Страдивари. И действительно, лучшие его скрипки прекрасно звучат, и только эксперты могут их различить… — После комментариев непременно звучала музыкальная пьеса, по большей части из разряда популярной классики: Сарасате, Чайковский, Барток и даже Пьяццолла.

Но больше всего музыкант играл на «Робрехте», том самом, который представлял журналистам еще на первом фестивале. К слову, «Робрехт» не только самая дорогая скрипка, она особенная.

— Эта скрипка очень редкой формы, — объясняет Михаил Березницкий. — Гварнери принадлежал к кремонской школе, но «Робрехт» выполнен в традициях брешанской. А таких инструментов всего шесть.

— Все скрипачи, по большому счету, делятся на тех, кто любит Страдивари, и тех, кто предпочитает Гварнери, — заявил журналистам Дмитрий Павлович.

Судя во всему, он сам в числе последних. Гварнери озвучивал прокофьевский марш, рапсодию Уильямса, фантазию на темы «Порги и Бесс» и популярное «Либер-танго» Пьяццоллы.

Программа фестиваля по традиции включает как элитную классику, так и популярную. Для массового слушателя выступят Зураб Соткилава (который уже во второй раз приедет в Челябинск), Тамара Гвердцители, Максим Пастер, Лариса Юдина. Интеллектуалам следует посетить концерты Владимира Овчинникова и концерт духовной музыки, который состоится в последний день фестиваля, 25 сентября.