21 июня 2013, Автор: Сергей ТАРАН.

А ведь здесь проходит гостевой маршрут

Много чего лестного пишут в туристических проспектах про Комсомольскую площадь. Называют и визитной карточкой города, и местом, по которому узнают столицу Южного Урала и откуда начинается легендарный Танкоград.

Но сегодня для города-отца она не родная дочь, которую балуют нарядами, а падчерица-замарашка.

— Метро строили — не построили, дороги разворошили, трамвайные рельсы передвинули, зеленый наряд уничтожили, — жалуются жители домов, входящих в контекст Комсомольской площади. — Получилась одна убогость и запущенность.

Наши корреспонденты отправились прогуляться по площади, чтобы проверить, так ли это на самом деле.

Нашим гидом по перекрестку площади «возле танка» стала Майя Петровна Золотарева, бывший преподаватель истории и литературы и неравнодушный человек.

— Более двадцати лет у нас здесь строилось метро. Прямо перед нашим домом был вырыт огромный котлован. Работали днем и ночью. Сколько грязи мы вынесли, шума, я не могу вам передать. Мы, жители домов по проспекту Ленина, терпели, понимали, что это метро. Но в конце концов оказалось, что метро сейчас не нужно. Все наши муки были напрасными. Получается, что и напрасно уничтожили газоны, разрушена тротуарная плитка.

Вдоль проспекта высилось несколько рядов деревьев. Мы более 30 лет назад приехали сюда. Помню, вышла на балкон — а здесь птицы пели. Перед нашим домом был просто сад, пока не начали расширять проспект, а потом пришло метро.

Ну что ж, смотрим. Желтый дом за синим забором, торчащий перед окнами, — неприятный «подарок» от метростроителей. Интересно, кто догадался развернуть строительство метрополитена прямо на центральной улице? На газонах — сорная трава чуть ли не по пояс, как на сельских задворках.

— Чтобы окружить забором свою станцию, — комментирует Майя Петровна, — они все, что могли, растоптали. Здесь земля проваливалась. А газон совершенно испорчен.

От этого места (проспект Ленина, 22) до улицы Горького стояло больше десятка великолепных кленов. Снесли почти все.

— Мы за ними следили, — вздыхает о старых кленах Майя Петровна. — Теперь их нет. Позже немного земли набросали на газоны, чтобы прикрыть срам. Никакой травы не посажено. Ничего не сделано. Ухода нет. Я обращалась к руководителям метро, просила высадить деревья. Они обещали. В прошлом году перед 12 июня высадили прутики высотой под два метра. Жара была. И все завяло. Вот что мы видим из окна. Наш район какой-то заброшенный.

Идем к остановке городского транспорта. Как людям здесь проходить, например, в дождь? Граждане, словно козы, должны сами протоптать дорожку?

— Ну это газон? Ну не совестно? — спрашивает пожилая женщина. — Грязь. Как я должна идти, чтобы не испортить обувь?

Остановка здесь такая маленькая, что троллейбусы, автобусы и маршрутки постоянно сплетаются в такую длинную «колбасу», что пассажиры вынуждены садиться в транспорт, бегая по проезжей части.

— В прошлом году, в мае, мы пошли к заместителю главы администрации Владимиру Алейникову на прием, — рассказывает наша проводница. — Рассказали о бедах. Он хорошо с нами поговорил. И действительно отремонтировали дорогу, на той стороне проспекта хорошую остановку оборудовали, молодцы. Но ведь сама площадь так и осталась неухоженной. А вот, посмотрите, что осталось после переноса трамвайных путей.

Странно видеть, как любимая площадь горожан, мощный транспортный узел, погрязла в провинциальном запустении. Это особенно заметно, если сравнить с участком проспекта Ленина от ЮУрГУ до гранд-отеля «Видгоф».

Подходим к остановке трамвая. Платформа для посадки пассажиров такая низкая, что не каждый поднимется в вагон.

Уходя, мы увидели, как большая бригада дорожных рабочих приступила к вскопке газонов. Неужели закончилась эпоха метростроя и началась эпоха благоустройства? Хочется верить.