14 июня 2013, Автор: 

Или школьники «какие-то не те», или чиновники

На этой неделе финишировал основной этап Единого государственного экзамена. С момента внедрения ЕГЭ вокруг него никогда еще не было столько скандалов и дрязг, как в этом году. О причинах и последствиях недоработок размышляет депутат Госдумы РФ, член генсовета «Единой России» Владимир Бурматов, ставший инициатором прокурорской проверки по результатам ЕГЭ.

— Казалось бы, к ЕГЭ уже должны привыкнуть. Механизм Единого госэкзамена, по идее, должен отладиться и нормально работать. Ан нет. Раз за разом мы наблюдали утечки КИМов, продажу заданий, их публикацию в Интернете, очередные истории с подозрительными стобалльниками и прочее.

При этом отменять ЕГЭ никто не хочет: по последним опросам, 80 процентов наших сограждан отдают предпочтение системе ЕГЭ перед предыдущей системой, считая ее более прозрачной и менее коррупционной, чем некогда существовавшая модель оценки знаний. То есть особого негатива к процедуре как таковой вроде нет. Зато к тому, как реализуется эта процедура, вопросов масса. У меня — в том числе, так как бардак вокруг ЕГЭ в этом году поставил под сомнение основное — справедливость оценки знаний выпускников. Давайте по порядку.

Чиновничье безобразие

Полагаю, что абсолютное большинство школьников сдавали ЕГЭ честно и получили свои заслуженные баллы. Попытки шельмования (особенно безобразные, когда они исходили от чиновников), мол, дети такие-сякие, списывают и в социальные сети ответы выкладывают, — это не что иное, как перекладывание проблемы с больной чиновничьей головы на здоровую голову выпускника.

За чистоту процесса, в том числе за профилактику утечек заданий ЕГЭ, использование мобильных устройств и тому подобные эксцессы, несут ответственность два ведомства — Рособрнадзор и Министерство образования и науки. То, что в этом году эти два ведомства полностью провалили свою работу на этом поприще, занимаясь, очевидно, вещами более для них важными, — свершившийся факт. Прикрывать свою некомпетентность тем, что школьники «какие-то не те», — это безобразие.

Когда стало понятно, что все пошло наперекосяк, начались угрозы репрессий в отношении выпускников с аннулированием результатов и прочими страшилками, способными поломать жизнь десяткам, если не сотням школьников. Это недопустимо. Разбор полетов, безусловно, нужен. Но подход должен быть в корне иным.

Прокурорская проверка нарушений, связанных с ЕГЭ, среди прочего должна выявить чиновников, ответственных за его многочисленные провалы в этом году. Этим займется Генеральная прокуратура РФ. Далее мы вместе с депутатами других фракций планируем провести парламентское расследование по этим же вопросам. Процедура серьезная, она запускается в тех случаях, когда имеют место массовые факты нарушения прав человека.

Кроме того, нарушениями при сдаче ЕГЭ займется Следственный комитет РФ, а МВД совместно с ФСБ уже задержали одного деятеля министерства образования в Кабардино-Балкарии с поличным. Процесс идет, и ответственность для чиновников, допустивших просчеты с организацией Единого госэкзамена, должна быть самая жесткая. По моему мнению, без отставок в соответствующих ведомствах не обойтись. Объясню почему.

Заврались

Помимо того что никогда вокруг ЕГЭ не было такого бардака, как в этом году, вокруг него никогда не было и такого количества вранья. Взять те же пресловутые утечки КИМов, которые появлялись в свободной продаже за несколько суток до экзаменов. Понятно, что «утекали» они от чиновников Минобра — больше неоткуда. Что же говорили нам эти самые чиновники? Сначала — что утечек не было вовсе. Потом — что были, но «утекло» что-то не то, «не настоящие» задания. Потом — что задания настоящие, но в утечке виноваты загадочные хакеры. Потом — что это не может повлиять на результаты ЕГЭ. Одним словом, все что угодно, кроме выполнения своей работы.

Ситуация, видимо, была настолько серьезной, что в дело вынуждены были вмешаться президент и премьер-министр страны, сделав соответствующие заявления. Еще раз: первые лица государства вынуждены вмешиваться в процесс, регулировать который должны клерки из Министерства образования и Рособрнадзора. Если так, то это говорит о полной недееспособности этих двух ведомств и необходимости серьезных кадровых решений.

И еще один момент. Проблемы, возникшие с ЕГЭ в этом году, не новые. Они были и год, и два назад, пусть не такие масштабные. И в Сеть выкладывали КИМы, и мобильниками пользовались. Симптоматично то, что за год Минобром не просто не было сделано ничего для того, чтобы эти проблемы снять. Наоборот, их острота только увеличилась.

Крайними сделали школьников

А предложений по «дошлифовке» ЕГЭ от профессионального сообщества звучала масса — от кратного увеличения количества вариантов заданий, которое бы свело к нулю смысл любого их выкладывания в Сеть, до проведения экзамена одновременно по стране с учетом часовых поясов. От введения устного компонента по ряду предметов до учета при поступлении в вуз дополнительных результатов: среднего балла аттестата, результатов конкурсов, олимпиад. От возвращения сочинения как элемента экзамена по русскому и литературе до использования видеокамер для контроля за процессом сдачи экзамена и недопущения пользования мобильными устройствами.

Какие-то из этих инициатив могут работать, какие-то, возможно, нет. Они требуют тщательного обсуждения и апробации. Однако сейчас их просто не с кем обсуждать — вот в чем проблема. Министерство образования готово идти на репрессии против школьников, на поиски загадочных хакеров, «сливших» КИМы в Сеть, на что угодно, кроме одного — своей непосредственной работы. Поэтому без скрупулезного разбора полетов и отставок всех виновных в бардаке вокруг ЕГЭ-2013 через год мы, увы, рискуем получить ровно те же проблемы, только масштабы их станут уже катастрофическими.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит помощника депутата Ирину Бережную.