30 мая 2013, Автор: Сергей ТАРАН.

А может быть, сам ЕГЭ аннулировать?

Первый госэкзамен не обошелся без скандала на всероссийском уровне. Тотальное списывание выложенных в соцсетях материалов ударило по репутации этой формы экзамена. А как прошел первый экзамен в Челябинске, узнал  наш корреспондент.

Утром в понедельник, 27 мая, в Челябинске — организованные переходы учеников из школы в школу. Выпускники отправились на свой первый Единый государственный экзамен. Им предстоит выдержать обязательное испытание по русскому языку. Путь лежит в закрепленный за каждым образовательным учреждением ППЭ — пункт приема экзаменов. Так уж положено, что выпускнику нельзя сдавать ЕГЭ в родных стенах, которые, как известно, помогают.

Проводив своих выпускников за ворота, гимназия № 1 принимала на этот раз ребят из 31-го лицея, 63-й гимназии и школы № 153. Директор лицея Дамир Тимирханов пообещал школьникам, что незнакомые учителя, они же дежурные организаторы, будут к ним относиться уважительно, как к родным. Когда проверяли, не забыл ли кто паспорт, лица у ребят были серьезными. Напряжение нарастало. Кто-то из девчонок нервно хихикал. Прозвучала команда: «Сдать мобильники!» Гаджеты охапками побросали в полиэтиленовые пакеты. Избавившись от средств связи, молодежь почему-то повеселела. Началась процедура прохода в помещения. Через турникет пропускали группами, без вещей. Бдительные учителя из комиссии сличали паспорта и проверяли у каждого пропуск. Но не обыскивали.

Директор 31-го лицея, как всегда, сам пришел со своими учениками. В этом году у них получат аттестаты 60 человек.

«Этот год урожайный, — заметил Александр Попов, — только дипломов по России на олимпиадах наши ученики взяли 18, а остальное и не считали».

Вспомнили случай, который произошел в прошлом году во время ЕГЭ. Прямо на экзамене паренек из 31-го лицея уснул. Будить сразу не стали, а позвали психолога. Тот пришел, погладил нежно выпускника по руке. Юноша проснулся и написал свою работу на 100 баллов. Вот как бывает!

Проникаем вглубь учебного учреждения. Видно, что двери кабинетов были опечатаны. Пока ребята ожидали в коридоре, началось оживленное говорение, словно разом сорвало печать молчания. А экзамен-то серьезный, можно сказать определяющий судьбу. Две девушки из 63-й гимназии так объяснили нашему корреспонденту: «Нас учили 11 лет — значит, мы что-то знаем. А если готовился, да еще с репетиторами, то и переживать нечего». Один высокий паренек из 153-й школы похвастал, что у него «все схвачено». Что именно — не объяснил. Может, шпаргалки понаделал или на помощь по Интернету надеется. Всем же известно: никто нарушать твою приватность не имеет права. Короче, обыскивать запрещено. Хоть десяток телефонов проноси.

Вот и Дамир Галимханович говорит:

— С телефонами бороться не будем. Какие условия государство создало, в таких и будем принимать экзамены. Отвратительно, когда некоторые особенно ретивые ассистенты провожают детей до туалета и караулят их под дверями. Нельзя забывать о человеческом достоинстве.

На него и рассчитывают организаторы экзамена. А на что рассчитывают выпускники? Многие в этот день говорили, что надеяться на Интернет не стоит, потому что там много «подставы». То есть и ответы неправильные, и «услуги» стоят очень дорого. Но это так, благопристойные разговоры, как выяснилось позже. Как полагается, экзаменационные материалы по русскому языку принесли в 10.00. Экзамен продлился 210 минут. Чего только не происходило за это время! Нет, в первой гимназии, кроме мальчика, просидевшего в туалете полчаса (а куда же детям деваться?), ничего экстраординарного не произошло. А вот страна первый экзамен встретила с громким скандалом.

Злоумышленники выложили в соцсетях бланки с ответами на ЕГЭ по русскому языку, после того как экзамен прошел на Дальнем Востоке. Из-за разницы во времени бланки появились в Интернете как раз к началу ЕГЭ на территории Центральной России. По некоторым данным, социальную сеть, «отравленную халявой», довольно быстро заблокировали, но большинство школьников на территории России уже успели написать. Однако есть информация, что правильные ответы на ЕГЭ появились в Интернете еще за день до экзамена. Премьер Медведев даже обратил на это внимание и выразил мнение, что за такие проделки следует аннулировать результаты ЕГЭ. А может быть, сам ЕГЭ аннулировать, раз каждый год во время его сдачи возникают скандалы.

— Сегодня в руках у ребят не просто телефоны, — прокомментировал ситуацию учитель русского языка с 30-летним стажем Сергей Абрамовский, — это мобильные компьютеры. Связаться можно хоть с Антарктидой. Так что техническое оснащение плюс «протечка» информации из структур, готовящих ЕГЭ, и вот вам результат — поголовное списывание. Кажется, перед нами уже не только техническая проблема.

— Знаете, когда в положительном результате экзамена заинтересованы буквально все: от учеников, родителей и до руководителей системы образования, — отметила доцент кафедры русского языка ЧелГУ Елена Квашнина, — то удивляться массовому списыванию не стоит.


Мы провели мини-опрос. На вопрос: «Что вы сделаете, если увидите, что выпускник списывает ответы с телефона?» — 100 процентов челябинских педагогов ответили примерно так: «Сделаю вид, что не заметил. Выгонять с экзамена точно не буду. Потому что ЕГЭ не дают картины истинных знаний!»