24 апреля 2013, Автор: Сергей ТАРАН.

Проблема кроется не в количестве вузов, а в качестве образования

В областном пресс-центре состоялся разговор об особенностях регионального образовательного рынка. На встречу с журналистами пришел министр образования Александр Кузнецов и руководители средних и высших учебных заведений.

Не числом, а умением

В этом году перед выпускниками школ нашей области распахнут свои двери почти 50 высших учебных заведений, включая филиалы, база которых расположена за пределами региона. Более сотни учреждений среднего и начального профессионального образования тоже ждут своих абитуриентов.

Однако большего количества выпускников школ, чем располагает регион, взять неоткуда. Демографический кризис продолжает сказываться. В нынешнюю экзаменационную кампанию ЕГЭ будут сдавать 17 тысяч человек, 500 из них — выпускники прошлых лет. На этом фоне сокращение учебных заведений выглядит логичным.

Впрочем, по словам регионального министра образования Александра Кузнецова, проблема кроется не в количестве вузов, а в качестве образования.

— Самые передовые государства стремятся к тому, — отмечает Александр Игоревич, — чтобы все их граждане получали высшее образование. Но как его обеспечить качественно, а не устроить раздачу дипломов? Поэтому нам приходится прикладывать серьезные усилия по оптимизации сети вузов с целью повышения качества образования в них.

Директор финансового университета при Правительстве РФ Анатолий Якушев считает, что высшее образование поднять на более высокий уровень могут помочь несколько факторов.

— Во-первых, — говорит Анатолий Алексеевич, — очень важен уровень образования, с которым приходят к нам школьники, абитуриенты. От их желания и стремления учиться тоже многое зависит. Бывает так, что преподавательский состав, имея высокий уровень подготовки, не может справиться с ситуацией, потому что студенты не хотят учиться. Во-вторых, это качество самого преподавательского состава. Например, в нашем филиале работают 50 преподавателей, из них 34 кандидата наук, восемь докторов. И у нас работают около десятка преподавателей, которые непосредственно возглавляют аудиторские фирмы, работают главными бухгалтерами в банках. Это представители практики. Такое сейчас требование — практическая направленность образования. И третий фактор — то, где мы обучаем: компьютерные классы, спортзал, столовая.

— Сегодня важно хорошо учиться, — вступает в разговор директор челябинского техникума текстильной и легкой промышленности Инна Пушкарева. — И для этого можно использовать разные рычаги в системе среднего специального образования. Для нас это острая нехватка кадров на рабочих местах, поэтому наши выпускники востребованы.

— На самом деле с демографической ямой ничего не сделаешь, — замечает министр Кузнецов. — Это объективная вещь. Но учебное заведение может привлекать на повышение квалификации, на переподготовку уже работающее население. Если вуз или ссуз находит в себе силы и возможности для этого, то у такого учебного заведения есть перспективы. А что касается качества образования, нужно соблюдать три базовых условия: адекватное современным требованиям содержание образования, современные условия для обучения студентов и высокая квалификация педагогов.

На лучших образцах

Сегодня многое меняется в региональной системе профессионального образования. Но конечный итог всех усилий — это повышение качества образования.

— Мы создаем систему профессионального образования, соответствующую лучшим образцам, — говорит Александр Кузнецов. — Меньшие задачи ставить перед собой было бы бессмысленно. Образование — это действительно локомотив социального и экономического развития. Если наше образование не будет соответствовать лучшим мировым образцам, рассчитывать на хорошую экономику, на хорошую жизнь просто не приходится. Чтобы решить эту задачу, нам нужно систему профессионального образования сделать эффективной. Не может учебное учреждение, не будучи эффективным, выпускать эффективных выпускников.

В силу объективных обстоятельств, в том числе и из-за демографической ситуации, оставленная без изменений система образования приведет к распылению финансовых средств и ресурсов, кадровых и материально-технических. Поэтому сегодня принято решение, с учетом экономического спада, сконцентрировать имеющиеся ресурсы на площадках, на которых есть возможность обеспечить высокое качество образования. Укрупнение образовательных учреждений проводится и для того, чтобы избежать излишней конкуренции между ними по отдельным направлениям.

К примеру, в Златоустовском металлургическом колледже много лет успешно обучают сварному делу. Выпускники этого учебного заведения хорошо себя показывают и на региональном, и на всероссийском уровне. Но сваркой занимается огромное количество учебных заведений, и не всегда качественно — из-за отсутствия нужного оборудования.

— Возьмем поваров, — говорит Александр Кузнецов. — Это ведь тоже одна из актуальных, востребованных профессий. Сейчас только ленивый не готовит поваров. Но вот недавно наши специалисты побывали за рубежом, посмотрели классы и мастерские, лаборатории. Ну, есть к чему стремиться. Сегодня сделать много учебных заведений высокого уровня нереально. Поэтому мы идем по пути укрупнения учреждений, внутри которых можно сделать не пять-шесть обычных площадок для какой-то специальности, но одну высококлассную, на которой можно с утра до вечера готовить специалистов и заниматься их переподготовкой.

Единое пространство через зарплату

Участники пресс-конференции отметили, что одна из главных проблем профобразования — зарплата. Разница в ней такова, что, по сути, оказалось разорванным единое образовательное пространство. Сегодня в школе ставка преподавателя 8600 рублей. А у квалифицированного педагога училища — 4100 рублей. Из средних профессиональных учреждений преподаватели начинают «перетекать» в школы.

Ситуацию прокомментировал министр Кузнецов:

— В зарплатные проекты, начавшиеся с 2013 года, попадут и педагоги профобразования и дополнительного образования. «Дорожная карта» просчитана министерством на длительную перспективу — до 2018 года, в ней проработана схема поэтапного повышения заработной платы педагогов. Она должна вырасти в 2013 году до 75 процентов от средней зарплаты по экономике, которая, по прогнозу, должна составить 25 366 рублей. Это ориентир. Значит, у мастеров производственного обучения системы профобразования она достигнет 18 — 19 тысяч рублей. Предполагается, что повышение начнется с апреля.

Однако, по словам министра, сегодня размеры оклада не самый значимый параметр в системе образования. Курс взят на повышение стимулирующей составляющей в зарплате каждого бюджетного работника.