17 апреля 2013, Автор: Служба информации.

Потеряли народное достояние

С оружейной фабрики Златоуста пропало оружие. Почти 100 предметов исчезли из ассортиментной комнаты. В каком направлении и кто к этому причастен, сейчас пытаются выяснить сотрудники ФСБ.

По предварительным данным, ущерб составляет один миллиард рублей. Сумма нешуточная. Первыми забили тревогу в областном минкульте: 25 марта специалисты Росохранкультуры вместе с представителями Златоустовской прокуратуры прибыли на фабрику с проверкой. Каково же было их изумление, когда им сказали, что таковой комнаты в природе не существует, а посему и смотреть там нечего. Тем не менее именно из этой комнаты в декабре прошлого года на выставку в Коломенское, которая, к слову, прошла с большим успехом, отправилось 104 экспоната. Похоже, что на родину они так и не вернулись. Сотрудники ФСБ, оказавшись в заветном месте, обнаружили лишь полуразрушенный цех да разбитые витрины.

— Там ведется реконструкция здания, кабинета физически не существует, идет большой ремонт, и изделия, которые там находились, тоже отсутствуют, — прокомментировала сотрудница пресс-службы УФСБ по Челябинской области Марина Горлевская.

Никакого вразумительного объяснения непосредственно фабрики так и не поступило. Руководство заявило, что директор фабрики Валерий Томея в командировке, и удивлялось, «как государство могло потерять то, что является частной собственностью» и «сколько же должен стоить каждый из якобы пропавших предметов, если называются такие суммы денег?!» (служба новостей «Златоуст 74»).

Впрочем, судя по всему, силовикам-то пока не представили ничего из внушительной коллекции, в составе которой более тысячи предметов. По данным описи, в перечне числятся две именные сабли Брежнева, меч маршала Гречко, офицерская шпага И.Бушу-ева — создателя златоустовской гравюры на стали, а также памятный меч КГБ.

«Истинная ценность даже самых дорогих изделий, украшенных драгоценными камнями и золотом, на сегодня не превышает одной-двух сотен тысяч рублей», — сообщает все тот же «Златоуст 74». Странно, а в прошлом году на этой самой фабрике туристам с гордостью демонстрировали меч с бриллиантами, который стоит 30 тысяч долларов. И это была вещица на продажу, которая не представляет, так сказать, большой культурной ценности. А вот последние как раз являются собственностью государства.

— На сегодняшний день предприятие представляет собой закрытое акционерное общество. Тем не менее ассортиментная комната по-прежнему остается собственностью государства, а все, что в ней находится, — народным достоянием, — пояснил начальник управления госохраны культурного наследия областного минкульта Александр Баландин.

К сожалению, так в нашей стране получается, что государственные ценности — значит, ничьи. К тому же после реорганизаций у златоустовской фабрики было несколько хозяев, появилось несколько акционерных предприятий, кто за что отвечает и отвечает ли — непонятно. К этому апеллирует противоположная сторона.

— Если у Росимущества были такие дорогостоящие предметы, почему они их ранее не изъяли у предыдущих заводов и не передали кому-нибудь на хранение? Госимущество должно находиться на учете в федеральной казне, храниться в государственных учреждениях. Нас же такими полномочиями никто не наделял, — сказал в интервью ИА «Доступ» директор фабрики Валерий Томея.

Об исходе дела остается только догадываться.