22 марта 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Чахотка не знает различий

Ни между взрослыми и детьми, ни между богатыми и бедными. Если раньше считалось, что болеть туберкулезом – удел людей «дна», то теперь выясняется: 30 процентов от общего числа заболевших – вполне социально адаптированные люди. Есть среди них и учителя, и медработники, и сотрудники общепита – словом те, кому чаще всего приходится контактировать с окружающими.

Болезнь помолодела

«Туберкулезная» ситуация на Южном Урале обсуждалась на сегодняшней пресс-конференции с участием медиков и специалистов областного Минздрава. Встречу приурочили ко Всемирному дню борьбы с туберкулезом, который отмечается 24 марта. С чем к этой дате подходим мы?

Как оказалось, с результатами не очень утешительными. Главный врач областного противотуберкулезного диспансера Марина Лехляйдер озвучила цифры: в прошлом году было выявлено 2658 больных туберкулезом, среди которых 34 ребенка и 51 подросток. Общее число, правда, на 222 человека меньше, чем в 2005-м, но в целом показатель заболеваемости в нашей области составляет 75 человек на 100 тысяч населения. А по международным стандартам эпидемиологический порог – 50 человек. У нас он, стало быть, превышен. При этом медики подозревают, что треть больных еще не выявлена.

Кроме того, в последнее время стали регистрировать случаи редких форм туберкулеза. Например, туберкулез кожи или глаз. У детей стали обнаруживать появление вторичных форм болезни, порой с наличием полостей распада, что раньше отмечалось только у взрослых. Возросло количество случаев лекарственно устойчивого туберкулеза – если раньше на его долю приходилось 2-3 процента, то теперь – 10-11. Лечение таких больных требует новейших дорогостоящих препаратов.

Всего на Южном Урале проживает 5964 человека, страдающих туберкулезом в активной форме. Заболевание, как отмечают специалисты, молодеет. Туберкулез все чаще поражает людей трудоспособного возраста. Группы риска – люди с положительными туберкулиновыми пробами, пациенты с хроническими заболеваниями, люди, имеющие проблемы с иммунитетом, приезжие из других регионов, где они не прививались. А также люди с низким социальным статусом: неважные условия проживания и дурные привычки делают свое дело. В таких семьях велик риск заражения и для детей: малыши в возрасте трех лет, подхватившие опасную болезнь, чаще всего воспитываются как раз такими родителями.

Однако, как говорят медики, на самом деле от заболевания не застрахован никто. Туберкулез при контактах с больными передается очень легко. Поэтому среди социально благополучных пациентов больше всего тех, кому по долгу службы приходится контактировать со множеством людей.

За последний год от болезни излечилось 2136 человек. Исцеление одного пациента стоит бюджету около 500 долларов в месяц. Курс лечения – 3-4 месяца. А если речь идет о лекарственно устойчивой форме заболевания, то в месяц на препараты надо затратить порядка двух тысяч долларов, и лечение будет длиться 18 месяцев.

На 2007 год в областной казне предусмотрено 3 млн. 700 тысяч рублей на лечение больных туберкулезом и 1,5 млн. на рентгеновскую пленку. Сумма, по оценке Марины Лехляйдер, не вполне достаточная. Правда, есть еще федеральная противотуберкулезная программа, по которой фонд российского здравоохранения финансирует содержание 26 южноуральских спецлабораторий. И с коечной сетью в стационарах все в порядке. Но предупредить все равно легче, чем лечить.

Первая заповедь профилактики

Таковою специалисты считают ежегодную флюорографию. Если бы ее, как полагается, проходило хотя бы 90 процентов населения, ситуация была бы полностью под контролем, говорят медики. А проходит только 65 процентов – таковы итоги прошлого года.

Особенно сопротивляются профилактическим осмотрам жители южноуральских сел. Первый заместитель министра здравоохранения области Марина Москвичева привела пример. В прошлом году в Чесменском районе работал передвижной флюорограф, медики и районные власти с энтузиазмом подошли к делу и организовали для жителей обследование, что называется на дому. Однако жителей такая забота не тронула: иные даже двери отказались открыть медикам…

Между тем именно отдаленные территории менее благополучны в туберкулезном плане по сравнению с городом. Особенно плохо обстоит дело в Верхнем Уфалее, Троицке и Троицком районе, Еткульском, Каслинском, Брединском районах области. Детская заболеваемость туберкулезом на селе в два раза выше, чем в городе.

Второй метод профилактики – вакцинация. Ежегодно в Челябинской области прививку получают свыше 47 тысяч детей. Вакцина БЦЖ ставится новорожденному в роддоме в первые дни жизни. Затем каждый год детей обследуют на туберкулез с помощью реакции Манту.

Работу по выявлению случаев туберкулеза надо усилить, считают в областном Минздраве. Поскольку заболевание входит в десятку социально значимых, и бороться с ним надо всем миром. Чтобы заинтересовать медиков в скорейшем обнаружении таких заболеваний, за каждый выявленный случай их премируют суммой от 400 до 1,5 тысячи рублей. Туберкулез «стоит» одну тысячу рублей.

Тех, кто не желает избавляться от социально опасного недуга, лечат принудительно. В прошлом году противотуберкулезная служба направила в судебные органы 200 исков. Суд вынес 140 решений о принудительном лечении. Остальные больные пришли лечиться сами, не дожидаясь указания Фемиды. На случай, если человеку, страдающему туберкулезом, и решение суда не указ, предусмотрена уголовная ответственность. Правда, надо доказать, что он распространяет заболевание, а это не так легко.

В прошлом году показатели смертности от туберкулеза незначительно, но все-таки снизились. Медики связывают это с ростом качества лечения. Но не устают повторять: стоит помнить о регулярном обследовании. А еще – вести здоровый образ жизни и проветривать помещения.