27 марта 2013, Автор: Александра ГОЛОВИНА.

По сути, предприятие отстраивается заново

Ежедневно на маршруты города выезжает двести автобусов. Еще сотня «собратьев» стоит на объединенной базе МУП «ЧАТ» в ожидании своей судьбы. Часть из них станет «донорами», другие везунчики после восстановления выйдут на рейсы. Интересно, что сейчас по дорогам Челябинска ездят автобусы, которым нет и пяти лет, однако предприятие все еще решает проблемы чуть не пятидесятилетней давности. Об этом наши корреспонденты узнали, побывав на автопредприятии.

Первый автобус выезжает с базы в начале пятого, а последний может вернуться и в первом часу ночи. Утром и вечером механики проверяют техническое состояние машин: светотехнику, тормозную систему, рулевое управление, визуальное подтекание, уровень всех жидкостей, камеры. Перед «ночевкой» уставший автобус моют и заправляют. На это уходит личное время водителей, которых в штате предприятия порядка 500 человек. И если автозаправочную станцию расширяют — прямо по морозу копают траншею и закладывают трубы еще для двух дополнительных колонок, то с мойкой дела обстоят сложнее.

Мойка находится на основательной реконструкции. Арку над воротами расширяют, так как в них не проходят низкопольные автобусы. Пока работает только одна из трех линий, и то в полуручном режиме.

— Мы заключили договор на поставку двух новых моющих автоматических линий. После установки оборудования мойка автобуса будет занимать две минуты, — рассказал директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский.

Мойка не единственное помещение, которое требует серьезного ремонта. В планах реконструировать и «сердце» предприятия — ремзону.

— Помещение досталось в жутком виде. Сейчас «добиваем» зиму, но летом будем капитально латать крышу, проводить внутренний ремонт, полностью менять систему отопления, — перечисляет Эдуард Алексеевич. — Работы много, поэтому не отпускает ощущение, что предприятие отстраиваем заново. К сожалению, труд механика замечают немногие, а ведь они натирают мозоли и морозят сопли, прежде чем выпустить автобус в рейс.

За работу механику никто памятник не поставит. А вот одному из старейших городских автобусов — пожалуйста. Круглые бока ветерана с более чем 20-летним стажем — пучеглазого ЛиАЗа почти подготовлены к покраске. После слоя глянца заслуженного работника дорог «обуют» в новенькие колеса, и обновленный автобус встанет на постамент.

— Диспетчерская — это второе «сердце» нашего предприятия. Здесь командуют всеми водителями и в целом движением в городе. Один звонок — и город встал, — утверждает наш собеседник.

Раньше автобусов было меньше, а вот бумаг — намного больше. С появлением компьютеров работа диспетчера значительно упростилась.

В святая святых любого предприятия — бухгалтерии как раз досчитывали последний мешок денег. Содержимое плотного хлопчатобумажного куля — монеты номиналом в один рубль. Однако килограмм веса не означает хорошей прибыли, в перерасчете на деньги эта ноша и до тысячи рублей не дотянула. Без счетного аппарата, звонко и шустро переводящего количество монет в суммы, приходилось непросто. Однако сортировка по номиналу все еще происходит вручную. Кстати, бухгалтерия и вообще весь первый этаж конторы — это единственные помещения, где ремонт уже сделан. Зато второй этаж — прямой привет временам Советов: деревянные полы с облупившейся краской, древние таблички на картонных дверях, в некоторых кабинетах все еще стоят незаменимые атрибуты подтопления — ведра.

— Лишь недавно отремонтировали крышу, а до этого приходилось собирать воду с потолка, — комментирует наличие этого предмета обихода Эдуард Маховский.

Под конец встречи к шлагбауму предприятия подъехал самый модный автобус — низкопольная модель, работающая на газе. С новой мордочки отвалилась первая буква названия, оставив осиротевшие буквы «иаз» на своих местах.

— Возможно, считается, что челябинские автобусы уже умерли, но все, напротив, не так. Мы работаем и в дождь, и в снег, и в ночь, и в день, — говорит Эдуард Алексеевич.

Глядя на пустое место вместо заглавной буквы новехонького ЛиАЗа, хочется верить, что предприятие, как и нынешние автобусы, станет действительно современным и эффективным.