23 января 2013, Автор: Игорь Пушкарев, фото – Вадим Ахметов

«Я спокоен. Но ситуация нездоровая»

«Я спокоен. Но ситуация нездоровая»

Михаил Юревич рассказал журналистам Интернет-газеты Znak.com об истинных причинах обысков, судьбе своих заместителей и реакции Кремля на происходящее

Все региональные элиты страны наблюдают за тем, чем закончится происходящее в Челябинской области. Губернатор Михаил Юревич схватился с местным кланом силовиков, которым симпатизируют реваншисты из окружения бывшего главы региона. Юревич – на редкость приятный губернатор путинской эпохи: выдает хороший процент для «Единой России», не конфликтует с бизнесом, лоялен Кремлю и при этом проходил через прямые выборы, обладает невероятной харизмой, высоким личным рейтингом и авторитетом среди населения. Если и такого губернатора удастся свалить, то чего ждать всем прочим?

Кремль пока сохраняет нейтралитет, но даже локальный конфликт приобрел такую интенсивность, что может показаться – у Юревича под ногами загорелась земля. Впрочем, это только со стороны. Сам губернатор Челябинской области, с которым корреспондентам Znak.com удалось поговорить в Нижнем Тагиле (приезжал на мероприятие к полпреду Игорю Холманских), спокоен как скала – и своей улыбкой сразу ставит в тупик. Загнанные в угол так не улыбаются.

— Сегодня прошли обыски у первого вице-губернатора Олега Грачева, у [Владимира и Сергея] Филичкиных в «Гранада-пресс». Что у вас в регионе происходит?

— Честно говоря, даже не знаю. Я в области-то сегодня не был. (Юревич в Нижнем Тагиле – Znak.com).

— Хорошо, но это уже тянет на сериал — обыски прошли у главы минздрава [Виталия] Тесленко, в минстрое у [Виктора] Тупикина.

— Строго говоря, даже и обысков-то не было. Юридическим языком это был осмотр помещения. То есть, с согласия Минстроя. Они искали документы на две больницы, которые ставил город. То есть просто перепутали адреса, а может специально перепутали, чтобы сказать, что в Минстрое искали. Дальше это все в городе уже продолжалось.

— Тупикин…

— Значит, отставания по больницам: по третьей [больнице] мы закончили все, а по шестой отставание будет большое, потому что ошибки были. Ну, что делать? Там вообще такая махина, все это сложное медицинское оборудование… Вы были на заводе сейчас (кивает в сторону УВЗ)

— Был, но не сейчас.

— Ладно. Но вы видели когда-нибудь, чтобы стройка со множеством сложного оборудования вовремя заканчивалась?

— В России каждый такой случай, наверное, прецедент.

— Ну, вот и там. Отставание - с февраля месяца. Думаю, сделают все, ничего страшного. Надо понимать, что все больницы работать продолжают, там все врачи. Ну и мы тоже за то, чтобы проверка была проведена.

— То есть, защищать в случае чего никого не будете — имею в виду если доказательства вины будут предоставлены?

— Не буду. Если так, все — свободен.

— А что тогда искали у [депутата Госдумы от «Единой России»] Вадима Белоусова (обыски прошли в воскресенье в приемной депутата, расположенной на территории челябинского хлебозавода №1, входящего в подконтрольный Юревичу агрохолдинг «Макфа» - прим.)?

— Наверное, надо было просто прийти. Причин реальных не было.

— Что значит - не было причин? Работало областное УФСБ?

— Ну, они успели до его (Белоусова) прихода все прошарить. Ничего не нашли. Акта об обыске нет. Есть только на видеокамере запись, как они вышибают двери, ящики там шуруют.

— Возвращаемся к первому вопросу. У Грачева прошли обыски в приемной в связи с уголовным делом по клевете…

— У него еще и дома обыски прошли. Представляете дома… по клевете (смеется, заставляя улыбнуться стоявших по сторонам мэра Нижнего Тагила Сергея Носова и вице-губернатора ЯНАО Виктора Гузя). Я это даже прокомментировать не могу. Человек дома хранит доказательства по клевете! Представляете? ДОМА! Заказ что ли такой?

— Основная версия, что это связано с [председателем Челябинского областного суда Федором] Вяткиным и [бывшим вице-губернатором, а ныне бизнесменом-аграрием Андреем] Косиловым...

— Ой, да ладно. По Вяткину материалов море. Надо еще понять, какой материал-то [нужен]. Там за последние несколько лет больше тысячи материалов, какой материал-то (опять смеется)? Что они именно выволокли-то из тысячи материалов? Где предмет для возбуждения уголовного дела?

— Обсуждается, что это сюжет «Первого канала» (в программе «Человек и закон» Алексея Пиманова). Ну, где съемки с вертолета дачи Вяткина. Эти материалы вызвали неудовольствие.

— Просто мимо пролетали! Я, по крайней мере, не слышал, чтобы там к нему сели. А что там — запрещено летать? Полет над городом, кстати говоря, там все взлеты и посадки происходят. Всегда пролетаем над ними (над дачами Вяткина и Косилова, стоящими бок о бок – прим.), с другой стороны Шершней (водохранилище и одноименный поселок на берегу – прим.). Если там самолет просто базируется, что надо, облетать это место теперь стороной?

— Ну, можно выбирать маршрут. Это не запретная зона для полетов?

— А вот нет этого в навигации (смеется)… пока!

— Как население реагирует? Что происходит с вашим рейтингом на фоне всех этих обысков?

— Не думаю, что рейтинги Юревича в связи со всем этим начинают падать. У вас, видимо, нет последних замеров. Он, рейтинг, как был, так и есть.

— Возможно. Но неправда, что на вас это все не отразится - следственные действия, обвинения в отношении ближайшего окружения…

—Да, трудно сказать (становится серьезным). Все идет предсказуемо. Какие-то действия, на мой взгляд, типа обысков у депутатов, - явный перебор. Либо это демонстрация силы, либо устрашения, либо уже нет выхода, когда такие вещи делают.

— Но есть еще Кремль. И мнение Кремля по вам может тоже измениться. Ничего не чувствуете?

— Нормально все. Со мной как все общались, так и общаются. А что в вашей Свердловской области, давно такая ситуация была?

— Давненько не было. По крайней мере, по команде губернатора вообще не припомню.

— По команде губернатора… Ну, видите, у вас у губернатора [Эдуарда Росселя] к пенсии дело было. Смысла не было. Зато по мэру было (имеет в виду кампанию в отношении мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого 2010 года при следующем губернаторе Александре Мишарине). Так что…

— Но вы спокойны, по крайней мере, внешне.

— Я спокоен. Но в реальности, конечно, ситуация не здоровая. Есть у нас огромная серьезная преступная группировка. Она называется «Калининская семья». В нее входят сотрудники ФСБ, уголовники, судейские. Это такая мега-активная группа, они мега-денежные. Реально они подмяли область, надо было давно с ними что-то делать. Прежний губернатор последние годы болел, ему было не до того. И как в этой ситуации быть? Надо бороться.

— Варианты, как бороться, есть?

—У них есть ключевые фигуры. Они, конечно, сильно ослабли, но говорить о том, что они потеряли позиции, как мы видим, преждевременно. Я думаю, они посильнее вашего «Уралмаша» или ОПГ «СОК».

— Но по «Уралмашу» же решили вопрос?

— Ну как решили, они в подполье. Так и здесь. Это же только внутреннее употребление «Калининская семья» — когда-то они себя так называли. Вот. Это было давно, лет пять, наверное, уже прошло с тех пор. Но они же никуда не исчезли. Работают они давно и сильно. Работают не с 90-х, а еще с 80-х. Это у-у-у какие серьезные ребята. Про них мало пишут — они довольно быстро разбираются с теми, кто пишет про них. Вот вы возьмите и напишите.

— Напишем. Нам-то чего уже бояться, нашей редакции.

— Вам-то? Да уж! Боевая редакция! Правда, что страшно оно только в первый раз? Рейтинг-то набираете?

— Набираем, конечно.

— Давайте, я вас в закладки поставил. Но вообще наезд, конечно, идет такой грамотный — под видом борьбы с коррупцией. Борются, конечно, совсем не с ней. То есть, когда они по делу Тесленко арестовали [челябинского бизнесмена Александра] Москалюка, у меня было такое удивление! Это же завтра можно прийти ко мне и Кристину (Кристина Лобова, гражданская супруга Юревича — прим. ред.) арестовать. Мы же живем с ней, она многое знает (снова смеется).

— Только у вас «выбивают» членов команды и скамейка запасных рано или поздно закончится. Что тогда будете делать?

— Кого они выбьют-то? Чтобы выбить членов команды, нужны основания. Кого они выбьют? Грачева или [вице-губернатора, руководителя аппарата Вадима] Евдокимова? Они же нищие, как церковные мыши. Кого выбивать-то?

Вопросы - Игорь Пушкарев, фото – Вадим Ахметов

Оригинал