15 ноября 2012, Автор: Анна РЫБАКОВА, Ольга СУВОРОВА

Решить проблему надо раньше, чем рухнет еще один самолет

Решить проблему надо раньше, чем рухнет еще один самолет

Не успели подняться в небо бомбардировщики с военной авиабазы «Шагол», как объявлен очередной запрет на полеты в связи с еще одним крушением самолета такого типа. Это уже вторая за неполные две недели авария с Су-24: сначала в 70 километрах от Челябинска разбился бомбардировщик аналогичной модели, вылетевший с аэродрома Шагол, затем — ЧП в Ростовской области.

О том, что этот бомбардировщик имеет высокий риск аварийности и к тому же является машиной достаточно сложной в пилотировании, уже знают не только летчики, но и многие граждане. Падающие военные самолеты делают статистику аварий, обладающую «завидным» постоянством — пять-шесть крушений в год. Поэтому уже никого не удивило сообщение о том, что 10 ноября на взлетно-посадочной полосе авиабазы под Ростовом сразу после посадки сгорел бомбардировщик Су-24. Пилоты сумели катапультироваться из охваченного огнем самолета. В качестве основных версий пожара уже традиционно рассматриваются ошибка пилотирования и неполадки бортового оборудования. По предварительной версии, причиной возгорания мог стать обрыв тормозного парашюта.

В обоих крушениях обошлось без жертв: летчики успели катапультироваться, на земле никто не пострадал. И тут возникает вопрос: действительно ли катастрофы удалось избежать благодаря профессионализму экипажа или все-таки это счастливые совпадения?

— Очень многое зависит от обстоятельств аварии и степени подготовки летчиков, — сообщил нашему корреспонденту заместитель командира расположенной в поселке Шагол авиационной части по работе с личным составом полковник Александр Шкребтий. — Конкретным действиям, с помощью которых самолет можно увести от населенных пунктов, летчик учится еще в институте, а также на протяжении всей службы. Что касается аварии в Еткульском районе: при таких обстоятельствах ЧП было неизбежным. Срыв обтекателя произошел, когда крыло Су-24 было под углом 69 градусов (Су-24 имеет изменяющуюся стреловидность крыла), при таком расположении крыла в аварийной ситуации вывести и посадить самолет на взлетно-посадочную полосу практически невозможно. Поэтому у экипажа оставались доли секунды, чтобы увести машину от населенных пунктов. Летчики первого класса с этим справились, и в этом их большая заслуга.

Сейчас в нашей стране новый министр обороны — Сергей Шойгу, происходит серьезная замена состава министерства. Возможно, новая власть найдет способы решения нависшей проблемы раньше, чем рухнет очередной самолет.

— В Минобороны украли три миллиарда рублей! На эти деньги можно было бы заменить около 50 Су-24 на более новые машины уже сейчас! — посетовал Александр Шкребтий.

Напомним, на сегодняшний день в планах министерства заменить древние Су-24 всех модификаций на новейшие Су-34 только к 2020 году.

…Перед крушением Су-24М под Ростовом Центральный военный округ сумел получить разрешение на возобновление полетов бомбардировщиков в Челябинской области. Однако теперь запрет на полеты должен продлиться еще как минимум две недели, до завершения расследования инцидента. Затем, скорее всего, все встанет на круги своя, и аварийно-опасные посудины опять загремят в мирном городском небе. А жителям Челябинска, по всей видимости, так и придется надеяться на профессионализм наших летчиков и на «удобные» обстоятельства, которые помогут экипажу избежать катастрофы большего масштаба.


Компетентно

Инженеры говорят, что есть такое понятие, как «усталость металлоконструкции», потому что абсолютно у всего есть срок эксплуатации. Именно на истечение его многие и списывают последние аварии с СУ-24.

— Срок эксплуатации определяется не количеством лет, а количеством летных часов: отлетал свое — пора на свалку, — рассказал нашему корреспонденту эксперт. — А «свое» военные самолеты успевают отлетать менее чем за 15 лет, и то если летают при этом не каждый день: срок службы некоторых реактивных двигателей — около 4000 летных часов. Все дальнейшие полеты уже «без гарантии»: как повезет. И как видим, везет не всем. Однако, несмотря на это, через 15 лет на свалку или переплавку летательную технику у нас не отправляют. Но ведь законы физики, определяющие поведение материи, в том числе при полетах на сверхзвуковых скоростях, при которых двигатели изнашиваются быстрее, никто не отменял.