12 октября 2012, Автор: Служба Информации

Суд, как параллельная власть и закрытая корпорация

Суд, как параллельная власть и закрытая корпорация

9 октября депутаты Челябинской городской думы приняли обращение к президенту РФ Владимиру Путину. Цель документа — привлечь внимание главы государства к ситуации, которая сложилась в судебной системе региона. На взгляд народных избранников, нынешнее положение дел осложняет социально-экономическую ситуацию в Челябинске и мешает реализации стратегических планов его развития.

Речь идет о сложившейся практике рассмотрения дел, связанных с земельными вопросами.

«Районные суды города Челябинска раз за разом признают право собственности на самовольную постройку, возведенную без получения разрешений на строительство на непредоставленном земельном участке. Это приводит к тому, что муниципалитет, как собственник и распорядитель имущества, решением того же суда вынужден предоставлять в собственность заявителя земельный участок, зачастую в несколько сотен раз превосходящий по площади сам объект», — говорится в письме.

Защищенные судебными решениями, застройщики получают возможность игнорировать интересы жителей города и планы муниципалитета по возведению социально значимых объектов. Кроме того, власти не могут в такой ситуации дать никаких действенных гарантий потенциальным инвесторам. Градостроительная политика в Челябинске, утвержденный Генеральный план развития города неоднократно перечеркивались решениями судов, узаконивавших самострои.

«Судебные инстанции действуют как «параллельная власть», препятствующая деятельности органов муниципальной власти и защищающая недобросовестные частные интересы в ущерб общественному развитию и модернизации городского пространства.

Подобная практика снижает инвестиционный потенциал Челябинска, поскольку муниципалитет не может в такой ситуации гарантировать потенциальным инвесторам необходимых условий для реализации крупных долгосрочных проектов», — считают народные избранники.

Кто подменил закон?

Челябинские депутаты не одиноки. Представители юридического сообщества Магнитогорска обратились с открытым письмом, но не к президенту РФ, а к председателю Верховного суда Российской Федерации Вячеславу Лебедеву. Ведущие адвокаты города сталеваров считают недопустимой ситуацию, сложившуюся вокруг работы Челябинского областного суда. Это решение и сам текст обращения они приняли на прошедшем недавно в Магнитке круглом столе.

— В Общественную палату города Магнитогорска, секретарем которой я являюсь, поступает очень большое количество жалоб граждан на то, что они не могут защитить свои нарушенные права в суде, — такими словами встречу начала секретарь Общест-венной палаты Магнитогорска Юлия Кива-Хамина. — По мнению граждан, выносятся неправосудные (неправомерные) решения.

По словам секретаря Общественной палаты города Магнитогорска, люди считают, что суды стали закрытой корпорацией и никому не подотчетны. Даже обществу. Граждане, приходя в Общественную палату города, задают один и тот же вопрос: как могло получиться, что судопроизводство почти полностью подавило правосудие и все самые здравые идеи по реформированию не находят своего отражения в реалии?

К слову сказать, в Магнитогорске выстроилась целая очередь из считающих себя дважды пострадавшими — один раз от мошенников, второй раз — от решений судов. Эх, если бы только в Магнитогорске…

Два лейтенанта

Так совпало, что практически одновременно с челябинскими депутатами и юристами Магнитогорска с обращением выступила и Общественная палата Челябинской области. Правда, уже к руководителю Следственного комитета РФ Бастрыкину. Но не по поводу челябинской земли, а по вопросу игорного бизнеса, который на этой земле паразитирует и который никак не удается с нее выкорчевать.

Внимание правозащитников привлекло рассмотрение в Челябинском областном суде уголовное дело № 491193, по результатам которого были вынесены обвинительные приговоры оперуполномоченным ГУВД по Челябинской области Москвину и Попову. Если верить приговору, то получается, что весь незаконный игорный бизнес в миллионном Челябинске «крышевали» два лейтенанта милиции.

Особенную пикантность приговору суда придает то обстоятельство, что обвинение строилось в основном на «добросовестных» показаниях нигде официально не работающего, не платившего налогов с многомиллионных доходов от десятков залов с игровыми автоматами «предпринимателя и взяткодателя» Виктора Уланова. Который, что показательно, в ходе рассмотрения уголовного дела ни на один день (!) не прекратил незаконную деятельность в сфере нелегального игрового бизнеса. Более того, прямо в зале суда Уланов откровенно признался, что в многочисленных игровых залах работали и продолжают работать принадлежащие ему автоматы.

Различными судами Челябинска к административной ответственности 78 раз привлекались как организаторы теневого бизнеса подручные собственника игровых автоматов Тимофей Плыкин и Дмитрий Хабаев. На следствии и суде они не скрывали своей связи с Улановым. Но районные судьи ограничивались тем, что раз за разом штрафовали обоих на сумму аж пять тысяч рублей. После чего незаконная рулетка продолжала крутиться, принося миллионы хозяевам нелегального бизнеса и, надо полгать, их покровителям. Прерываясь лишь на время, необходимое для того, чтобы дойти до магазина электротоваров и купить шнуры питания для автоматов взамен изъятых милиционерами. Так и хочется сказать: в бессильной злобе изъятых…

Черту под этой бесконечной историей подвел Челябинской областной суд — посадив наконец… двух лейтенантов. Теперь все должно быть хорошо? Только вот Общественная палата и правозащитники все никак не уймутся, требуют ответа: почему до сих пор материалы многочисленных административных судебных разбирательств не систематизированы и оставлены без надлежащего анализа и итоговой правовой оценки? Почему Уланову вернули основную часть «черновых записей» по финансово-хозяйственной деятельности незаконно функционирующих залов игровых автоматов? Ведь там содержались сведения, достаточные для возбуждения как минимум уголовного дела о незаконной предпринимательской деятельности организованной группы лиц в особо крупных размерах?

Наконец, почему шанс выиграть дело в суде такой же, что при игре с наперсточниками?

Без суда и следствия

Но есть ситуации, когда судебная система Челябинской области проявляет феноменальную живость и проворство. Вот, скажем, скандал вокруг коттеджной застройки на жемчужине Южного Урала — озере Тургояк. Бизнесмен Вячеслав Лукьянов, который возвел на берегу гостиничный комплекс «Крутики», ведет судебные тяжбы с предпринимателем Тимофеем Месеняшиным, действующим в интересах бывшего вице-губернатора Игоря Сербинова, построившего неподалеку свою загородную резиденцию.

Тяжба тянется второй год по накатанному сценарию: городской суд Миасса отказывает Месеняшину в претензиях, тот обращается в областной суд и — правильно! — дело направляется на новое рассмотрение. Что выглядит ну очень уж прозрачным намеком…

И вот доведенный до отчаяния Лукьянов в интервью нескольким челябинским телеканалам делает предположение, что часть земли (а речь идет ни много ни мало о двух гектарах и недостроенном корпусе), которую у него пытаются отобрать, может отойти председателю облсуда Федору Вяткину под строительство дома.

Вот тут-то 17 августа Совет судей Челябинской области собрался на специальное заседание. На котором, помимо прочего, порешил подать на Лукьянова заявление в прокуратуру на возбуждение уголовного дела за клевету. Больше того, принятое тут же постановление уже содержало готовое — хоть в судебное решение вставляй — определение:

«Автор данных суждений Лукьянов В.Н., выдавая свое суждение за достоверную информацию, желает опорочить руководителя Челябинского областного суда Вяткина Ф.М., сообщает вымышленные, ничем не подтвержденные сведения, искажающие действительное положение вещей, умышленно вызывая недоверие к правосудию. Данное утверждение не соответствует действительности. Совет судей полагает, что это утверждение направлено на создание у читателей и телезрителей представления о неэтичности поведения члена судейского сообщества региона, нарушении им норм судейской этики. …Таким образом, по мнению Совета судей, в отношении председателя Челябинского областного суда было высказано клеветническое утверждение в связи с рассмотрением конкретного дела в суде».

В общем, осталось только завести и передать в суд уголовное дело, а уж в суде… Но какая незадача! Общественная палата Челябинской области сделала свое заключение на это решение, суть которого, в сухом остатке, примерно такая: попытка применить к Лукьянову новые поправки в УК РФ, приравнивающие клевету к уголовному преступлению, выглядит очень странно — ибо Лукьянов сделал свое заявление до вступления в силу этих поправок. А закон обратной силы не имеет и уж кому-кому, а судьям об этом должно быть известно в первую очередь. Так что если не согласны, то будьте добры идти по пути гражданского судопроизводства.

Дальнейшую судьбу этого заявления совета судей предугадать несложно: следователь областного управления СКП РФ не нашел оснований для возбуждения дела. И отказал. За отсутствием состава преступления.

Кто-кто в теремочке живет?

Самое забавное, что скандал вокруг предполагаемого коттеджа на Тургояке привлек внимание к другому коттеджу, вполне реальному. Расположенному в так называемом челябинском поселке Федоровка. Более точный адрес, к сожалению, указать невозможно — поскольку номер строения отсутствует. Что, опять-таки, к слову, неправильно. Зато наличествует видеозапись, где хорошо видно, как из ворот «секретного объекта» выезжает роскошный «Фольксваген Туарег» с номером серии «ООО», который числится лично на председателе Челябинского облсуда Вяткине Ф.М.

Но местным жителям коттедж прекрасно известен: он перегородил единственный проход к Изумрудному карьеру рядом с Шершневским водохранилищем. Да и вообще занимает весьма приличный кусок, как считают правозащитники рекреационной территории городского парка, на которой строительство индивидуального жилья запрещено.

Закон суров, но… не ко всем.

* * *

Что роднит махинации, масштабные фальсификации обвинительных приговоров и оправдание преступных деяний высокопоставленных лиц? Роднит их результат. Набитые карманы, роскошные машины и шикарные коттеджи. И, как оборотная сторона медали, сломанные судьбы и утрата веры многих жителей области в возможность добиться справедливости.