2 марта 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

От радиации не убежишь?

От радиации не убежишь?

«Нас уже никакой радиацией не убьешь!» - говорят жители поселка Муслюмово с невеселым оптимизмом. Проект переселения, подаривший было шанс пожить на чистой земле, на деле оказался не столь радужным. С момента, когда было принято обнадеживающее решение, покинуть зараженный поселок удалось менее чем десяти семьям. Новое Муслюмово, как обещают, будет построено в течение двух лет. Однако и оно не избавит жителей от радиации. Поскольку переедут они попросту на другой берег ядовитой Течи.

В конце февраля на место будущего строительства нагрянули московские эксперты. Специалисты лаборатории радиационного контроля ФГУ «Центр радиационной безопасности топливно-энергетического комплекса» обследовали территорию с помощью дозиметров и нашли, что гамма-фон в норме: мощность экспозиционной дозы находится в пределах 7-17 мкР/ч при предельной величине 20 мкР/ч.

Общественные экологи, присутствовавшие при этой процедуре, показания подтвердили. Однако допустимые дозы гамма-излучений – еще не повод вздохнуть с облегчением. По убеждению председателя «Движения за ядерную безопасность» Натальи Мироновой, ограничиться исследованием гамма-фона можно разве что в московских дворах. Поскольку на зараженных берегах Течи излучений полный набор: помимо гамма- имеется и альфа-, и бета-излучение. Последнее опаснее первого в двадцать раз. Попадая в организм через кожу, стронций-90 встраивается в кости и суставы, изменяя структуру тканей. Немудрено, что среди муслюмовцев не найдешь здоровых людей: в условиях заражения уже выросло не одно поколение.

Решить проблему в корне могло бы переселение жителей подальше от гиблого места. Однако участок площадью 11 га под строительство Нового Муслюмово определили здесь же, неподалеку: на другом берегу радиоактивной реки, в двух километрах от берега. Наверное, это можно расценивать как благо, поскольку в прибрежной зоне уровень заражения достигает и вовсе 3500 мкР/ч, и жизнь там, в принципе, невозможна. А за два километра от берега и дозы облучения уже допустимые, да и ребенок в такую даль не побежит купаться. А как быть с домашним скотом? Ведь на водопой коровы будут ходить все к той же Тече…

Самый большой парадокс заключается в том, что жителей поселка Муслюмово, с их статусом пострадавших от радиации, переселят на участок станции Муслюмово, где проживают их товарищи по несчастью с точно таким же статусом. Стало быть, и эта территория заражена. Так какой же смысл переселять людей из одной радиоактивной местности в другую?

Этим вопросом задались общественные экологи.

- Раз затевается такой многомиллионный проект, можно было бы найти другое место для переселения, более чистое, - рассуждает председатель общественной организации «Теча» Миля Кабирова. – Мы предлагали выбрать пригород Челябинска или хутор Миасский. Ведь новое село строится не на один день, и живут там не одни старики. А молодежи нужны рабочие места. И все муслюмовцы нуждаются в квалифицированной медицинской помощи. Живя рядом с Челябинском, они могли бы наблюдаться в Центре радиационной медицины… Но нам сказали, что это невозможно: рядом с городом земля гораздо дороже в цене.

Конечно, у муслюмовцев вроде бы есть выбор. Как помним, каждое домовладение Росатом оценил в миллион рублей. Хозяевам предлагалось либо получить сумму деньгами и подыскать себе жилье по собственному усмотрению, либо переехать в Новое Муслюмово. Однако наличие выбора оказалось чисто теоретическим.

В первые дни большинство остановилось на первом варианте. Однако тот, кто решил попытать счастья самостоятельно, столкнулся с неожиданными трудностями. Дело в том, что организаторы, оказывается, на этот случай предусмотрели передачу миллиона лишь на основании договора купли-продажи. Но на оформление бумаг с участием всех сторон нужно немало времени. И даже если муслюмовцы находят тех, кто готов продать жилье за эту небольшую по нынешним временам сумму, продавцы ждать месяц или два не хотят. К тому же им нужны гарантии. Так распалась не одна сделка.

- Почему бы не составлять договор непосредственно на каждого собственника? – недоумевает Миля Кабирова. – За это время уже половину жителей можно было переселить. Нам объясняют: а вдруг человек не сможет самостоятельно купить жилье и останется на улице? Но ведь это вполне дееспособные люди!

Пока заключено всего 24 договора. Вырваться из радиационного круга смогли менее десяти семей. Общественники сетуют: если бы жители единогласно и категорично заявили о своем нежелании переезжать в Новое Муслюмово, то процесс передачи денег пошел бы быстрее.

Но люди слишком устали и уже мало во что верят. У них одно желание – хотя бы пожить в новых домах. Правда, есть у них боязнь, что вместо тех красивых строений, что проектная группа демонстрирует на бумаге, им построят скромные щитовые домики.

А экологи надеются на то, что сбудутся обещания выполнить работы по реабилитации зараженных земель, откуда съедут муслюмовцы. Но вместе с тем тоже есть опасение, что после проведения работ с территории снимут статус зараженной, а тогда и жители лишатся маломальской поддержки.