10 сентября 2012, Автор: Кристина МИШИНА

Параллельны закону и здравому смыслу

Параллельны закону и здравому смыслу

В Челябинске есть два очень странных дома. Один из них расположен по улице Каслинской, 99в, второй — по улице Братьев Кашириных, 2д. С одной стороны, они вроде бы есть, стоят. С другой — этих домов не существует. Не существует по закону, поскольку они не приняты и не могут быть приняты государственной комиссией.

«Нехорошие» квартиры

«Счастливое» ожидание заезда в новенькие квартиры у каширинских дольщиков длится уже более десяти лет — и конца этому ожиданию не видно. Быть гостем в собственном доме, заходить к себе в квартиру, показывая судебное решение, бояться даже подойти к своему дому — все это испытали на себе челябинцы, поверившие еще в 1999 году ООО «МЖК «Полет».

— Кто-то жил несколько лет в садовых домиках, кто-то продал две квартиры. Вы же понимаете, сколько стоило жилье в этом доме, — рассказывает Марина Горькова, дольщик скандально известного долгостроя по адресу: улица Братьев Кашириных, 2д. — Нам говорят, там проведено электричество. Ну и что? На самом деле ничего до ума не доведено: кабели свисают так, что запросто могут стать причиной травм. Элементарно ребенок пойдет, заденет — и все. И это не говоря о том, что у нас нет документов, подтверждающих, что этот дом не рухнет со всеми нами. А ведь рядом строится еще и полуподземная стоянка, которая тоже сделана неизвестно по каким проектам!

Наконец, дом опасен тем, что стройка идет слишком долго, а строительные конструкции очень не любят температурных перепадов, скачков влажности и прочих сюрпризов уральской погоды.

«Карточный домик»

Рядом, на улице Каслинской, расположилось еще одно строение — то самое, которое значится в иске прокуратуры. Чтобы не углубляться в тяжеловесные юридические формулировки, объясним суть дела простыми словами. В 2000 году ООО «МЖК «Полет» получило разрешение на строительство девятиэтажного пристроя к жилому дому. Вместо этого застройщик возвел 11-этажку, попросту надстроив два лишних этажа, которые теперь требует разобрать прокуратура.

Естественно, ни одна комиссия не принимала и не примет получившийся в результате дом в эксплуатацию. Поэтому прописаться в нем, оформить право собственности на квартиру по сей день невозможно. Не из-за прихоти и формализма чиновников, а из-за элементарных соображений безопасности. Точнее, из-за безответственности застройщика.

Вот тут как раз уместна будет цитата из искового заявления прокурора, а то и две.

«Согласно отчету ООО «Уралстройэкспертиза» от 15.07.2008 г. по обследованию технического состояния несущих конструкций 11-этажного жилого пристроя к жилому дому № 99а по улице Каслинской в Калининском районе г. Челябинска, при существующей надстройке в 11 этажей запас прочности по несущей способности фундамента составляет 55 процентов».

«Согласно отчету ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» от 30.05.2012 г. по техническому обследованию смонтированных и надстроенных конструкций жилых зданий по улице Каслинской, 99в, в Калининском районе г. Челябинска, техническое состояние здания оценивается как недопустимое при действии фактических и временных проектных нагрузок. Кирпичные внутренние несущие стены не отвечают требованиям норм прочности и подлежат усилению по специально разработанному проекту».

Короче говоря, вся эта «элитная» халабуда может под тяжестью не предусмотренных проектом этажей развалиться как карточный домик. Похоронив под собой всех обитателей, имевших несчастье отдать свои кровные за игру в русскую рулетку с застройщиком.

Как узаконить незаконное

Но, спросите вы, почему эта история тянется столько времени, выматывая людям последние нервы? Почему, если застройщик не собирается перерабатывать проект и усиливать конструкцию (если это возможно), пресловутые этажи давным-давно не разобрали? Почему прокуроры вынуждены добиваться в суде очевидного?

Да потому, что еще раньше в суд обратился гражданин, выступающий ныне наряду с МЖК «Полет» соответчиком по иску. Обратился и… оформил право собственности на 9-й, 10-й и 11-й этажи! В принципе узаконить самовольную постройку по суду можно, это довольно распространенная процедура. Но как можно узаконить незаконное? Ведь, согласно Гражданскому кодексу РФ, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за кем бы то ни было, «если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».

Да легко, было бы на то желание суда. Точнее, нежелание назначать соответствующую экспертизу, на которой настаивали дольщики. К чему экспертиза, если застройщик сказал, что «все пучком»?! Если в итоге все остались довольны — и заинтересованный гражданин, и застройщик, и, надо полагать, служители Фемиды.

Собственно, это далеко не единственный пример такого рода. Многим горожанам, если не большинству, известен недострой возле гостиницы «Малахит». Стройку эту начал памятный челябинцам предприниматель Евгений Рогоза. Начал с того, что, как в хорошем детективе, под покровом ночи доставил туда несколько самосвалов гравия и вбил десяток свай, и уже утром после трудовой бессонной ночи подал заявление в суд об узаконивании строительства в центре города. И ведь узаконил!

Параллельная власть?

С тех пор протекло немало лет, Рогоза уехал, инвесторы разбежались, но уродливый недострой по-прежнему украшает центр столицы Южного Урала, и в народе уже давно известен как памятник челябинскому правосудию.

Перебравшись к «Детскому миру», мы можем наблюдать еще один триумф «торжества законности по-челябински». С тем единственным отличием, что если рогозинский монумент самому гуманному в мире суду гордо возвышается над поверхностью земли, то котлован Тартаковского изначально углубился в нее на месте бывшей швейной фабрики. Один котлован со стороны проспекта, слава Богу, закопали. А вот вторая яма годами отравляет жизнь горожанам, несказанно уродует микрорайон и… тоже обязана своим существованием судебным решениям. Потому что именно в судах блокируются все попытки властей сделать так, чтобы на нем появилось хоть что-то полезное людям.

Ну а кому вы обязаны самовольно поставленным торгующим ларькам у подъезда или детсада, вокруг которого в сумерках ошиваются разные непонятные личности? Вы будете смеяться, но чтобы убрать этот рассадник — а сегодня по городу таких объектов насчитывается до пятисот — нужно не менее полугода работы юристов и хождения их по судам.

Полное ощущение, что судебная власть в Челябинске превратилась во власть параллельную, которая с неимоверной легкостью диктует свою градостроительную политику. Более того, такой подход делает поручение президента Владимира Путина об окончательном решении проблемы обманутых дольщиков вообще невыполнимым.

* * *

В финале хочется поставить ключевой вопрос этой проблемы: почему суд «узаконил» эти этажи? У тех, кто обивал пороги судов и сталкивался с системой областного челябинского правосудия, наверняка есть на это ответ.