16 июля 2012, Автор: Эльвира КОПЫЛОВА

Встретимся на стройплощадке?

Встретимся на стройплощадке?

Речь, как ни странно, о строительной индустрии. Здесь все не так радужно, как кажется, поделились эксперты в рамках пресс-конференции, организованной ИД «Гранада-пресс». Особенно не все гладко с кадровым потенциалом. Если исходить из того, с какой скоростью растут домовые «коробки» в регионе и скольким южноуральцам вместительный рынок дал возможность заработка, — внутренняя кухня отрасли не вызывает никаких вопросов. Если «зайти со служебного входа» и посмотреть, кто льет опалубки, делает кирпичную кладку и облицовывает стены, то вопросы возникают. И основной — действительно ли есть надобность «отдавать» стройплощадки мигрантам, когда безработица по отрасли на Южном Урале никуда не исчезла до сих пор?

Амбиции «поправит» тендер

— Именно квалифицированных кадров в монолитном домостроении, монтаже железобетонных конструкций сегодня практически нет, хотя потребность около 70 %, — категорично отмечает директор ООО «Фортис» Роман Авдеев.
По его мнению, ситуация связана с тем, что многие молодые люди попросту не хотят получать строительную специализацию. Людей буквально приходится набирать «с улицы» и самостоятельно обучать. Если это не тенденция, то по крайней мере вынужденная закономерность. Как заметил директор НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Игорь Жиденко, достаточно большое количество учебных центров, готовых выпускать специалистов для строительной отрасли, сегодня создается на базе самих строительных компаний, чтобы закрыть собственный дефицит кадров, который эпизодически возникает при реализации тендеров.
— Самая большая проблема здесь — отсутствие долгосрочного прогнозирования. В большинстве случаев строителям не удается предугадать, специалисты какого профиля понадобятся им в ближайшее время, — говорит Игорь Жиденко и приводит пример, почти превратившийся в привычную практику. — Строительная компания набирает большое количество рабочих под какой-то конкретный объект, который она планирует получить, выиграв тендер. В итоге тендер проигрывает, и вынуждена распускать штат. А результат — отрицательный образ работодателя и негатив в адрес стройиндустрии в целом.
Хотя нынешних абитуриентов, судя по ходу приемной кампании, такой фон обошел стороной и никак не повлиял на кадровую «подушку» для отрасли.
— Никаких проблем нет с набором по направлениям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Архитектура» и на другие сопутствующие специальности, которые нужны строительному комплексу, — не согласен с Романом Авдеевым директор Южно-Уральского технического колледжа (бывший Монтажный колледж. — Прим. ред.) Игорь Тубер. — Когда-то мы набирали строителей по остаточному принципу. Сегодня ситуация совершенно иная. Молодежь чувствует бум в стройиндустрии и то, что здесь крутятся неплохие деньги.
Игорь Жиденко даже привел конкретные цифры: 20 600 рублей составляет средняя официальная зарплата по отрасли. Востребованные сегодня специалисты способны зарабатывать еще больше. Средняя зарплата крановщика — до 30 тысяч рублей), каменщик пятого разряда в среднем может похвастаться 35--40 тысячами. Есть только одно «но»: речь идет о квалифицированных кадрах.
— Если человек звезд с неба не хватает, кто ж ему будет платить такие деньги? — разводит руками Игорь Жиденко.— А современные выпускники меньше чем за 20 тысяч работать не хотят.
— Выпускники, имеющие качественную подготовку, знающие себе цену, хотят иметь хорошие стартовые позиции и достойную зарплату, и соцпакет, — соглашается Игорь Тубер. — Понять работодателя тоже можно: с такими требованиями не совсем удобно иметь дело.

Свести спрос с предложением

Логично, что основная проблема — найти точки соприкосновения работодателя и специалиста. При этом не важно — молодого, переобучившегося или уже опытного.
— Недавно был пример: к нам пришли главный инженер и технолог строительной компании, — рассказывает директор АНО «Учебный центр «Высотник-проф» Ольга Стаханова. — Говорят: у нас объект «стоит», мы не можем выполнить отделку, давайте нам любых штукатуров, даже квалификации не нужно. Зарплата — до 50 тысяч рублей (!) Наши менеджеры посмотрели тоскливыми глазами: может быть, вы нас отпустите на месяц?.. Подработаем и вернемся...
Никаких особых требований к отделке тогда не предъявлялось, и любой человек, умеющий держать в руках инструмент, мог справиться. Но, как оказалось, большого количества желающих не было.
— То ли работодатель и соискатель не могут пересечься... Хотя у нас свое кадровое бюро, вакансии «вывешиваются» на сайте... — недоумевает Ольга Стаханова. Казалось бы, здесь должны выступать центры занятости населения, но, исходя из прошлогоднего анализа, складывается совсем иная картина.
По словам эксперта, процент строительных профессий на катировках не поддается никакой критике. Выставляются вакансии менеджеров, разного рода торговых агентов и операторов ЭВМ.
Хотя реально предложение и спрос на строительные специальности есть, уверены в учебном центре «Высотник-проф». Но встретить рабочего родом из Челябинской области с отбойным молотком в руке почему-то сложнее, чем гостя из ближнего зарубежья.
— Наши специалисты уступают мигрантам даже не в «ценовом» вопросе, как принято считать, а в плане претензий на организацию труда, — убеждена Ольга Стаханова. — Мы все-таки привыкли к тому, что нам оплачивают отпуска, больничные листы... У мигрантов этих претензий нет. Они сдали объект, и с ними попрощались. Понятно, что проще привлекать такую рабочую силу.
Однако это совсем не значит, уверены эксперты, что строительные фирмы снимают вопросы качества и совершенно не готовы биться за достойные кадры. Самим специалистам, в свою очередь, не обойтись без постоянного повышения квалификации — этого требует динамично развивающаяся в технологическом плане отрасль.

Я б в строители пошел...

— Учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляют подготовку специалистов в течение 3--6 лет. Учебные центры обучат нужной специализации за нескольких месяцев, максимум — за полгода, — делится Игорь Жиденко.

Но все привычно упирается в финансовый вопрос и рыночные реалии.
— Работодатели, которые хотели бы получить кадры, не хотели бы оплачивать переобучение авансом. Они готовы по факту получить специалиста и, возможно, потом ему эти затраты возместить, — поясняет Ольга Стаханова. — Понятно, с учетом постоянно меняющейся ситуации и в отрасли, и на рынке, и в регионах сложно спрогнозировать даже что будет происходить, скажем, года через два и какое количество специалистов будет необходимо организациям. Поэтому и инвестировать денежные средства в кадровый потенциал строители опасаются.
Несколько обнадежил Игорь Жиденко, рассказав о готовящейся на федеральном уровне программе со сроком реализации до 2014 года. Ее задача — поддержать институты повышения квалификации инженерно-технических работников. А смысл в том, что федеральный бюджет будет софинансировать образовательные учреждения в размере до 50 % от цены обучения. Последние в свою очередь смогут привлечь гораздо больше людей, заинтересованных в получении востребованной рабочей профессии.

Остается надеяться, что благое начинание не упрется в менталитет.
— Образ молодого улыбчивого строителя в каске людям старшего поколения был хорошо известен. Сегодня он потускнел, — не скрывает разочарования Игорь Тубер. — И это тоже фактор, который мешает наполнению нашего внутреннего рынка без участия ближнего и дальнего зарубежья.
— Сейчас больше раскручен образ Равшана и Джумшута — вот, мол, какие строители у нас работают... — поддерживает коллегу Роман Авдеев. — В действительности же приходят молодые ребята, готовые работать. Надо только поддержать их интерес.
— Очень популярны сегодня передачи типа «Звезды на льду» и прочее. Почему бы не сделать «Звезды на стройплощадке»? — предложил Игорь Тубер. — Только вопрос: кто платить за это будет?