25 мая 2012, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

«В хорошем смысле наркотик» для VIPов

«В хорошем смысле наркотик» для VIPов

Ушибы, травмы, изнурительные репетиции... За две недели участникам музыкального спектакля «Три мушкетера» пришлось освоить программу, которую в театральном институте дают два года. Непрофессиональные актеры учились петь, танцевать, фехтовать, постигали основы французского этикета XVII века. А потом два месяца каждый вечер оттачивать свое мастерство. Сейчас, когда до премьеры остаются считанные дни, репетировать приходится до полуночи. На одной из таких репетиций побывали наши корреспонденты.

Репетиция проходила в челябинском молодежном театре (бывшем ТЮЗе). На сцене в это время играли спектакль, поэтому высокопоставленным актерам пришлось довольствоваться репетиционным залом. Как выяснилось, прогон на сцене драмтеатра, где 31 мая будет проходить премьера «Трех мушкетеров», будет всего один. Там за день нужно будет установить свет, отладить звук, разместить декорации. Пока же VIP'ам приходится оттачивать свое мастерство на других площадках. Ведь днем, когда сцена свободна, они заняты на работе.

- Главным условием участия в этом спектакле были репетиции в нерабочее время, - сообщил постановщик, режиссер молодежного театра Павел Каштанов. - Поскольку все наши актеры люди занятые, некоторые иногда пропускали репетиции. Особенно когда были чемпионат Европы по дзюдо, финал «Весны студенческой». Но все относились с пониманием и друг друга заменяли. Иногда женщинам даже приходилось фехтовать, в другие дни мужчины исполняли женские роли.

Глядя, как лихо участники постановки орудуют шпагами, можно было подумать, что они занимаются фехтованием не первый год. На самом деле учиться этому искусству большинству актеров пришлось с нуля. Наставником в этом деле выступил Павел Каштанов.

- Конечно же, были ушибы, травмы, - улыбается бизнесмен, член Общественной палаты области Николай Дейнеко. - А как иначе? Мы ведь начинали с азов.
- При этом нужно было все драки синхронизировать, - отозвался его коллега по сцене, имя которого пока держится в секрете. - К примеру, в одном из эпизодов (потасовка с гвардейцами кардинала) на сцене одновременно находятся 20 человек. Нужно, чтобы они не просто махали шпагами, а чтобы это все из зала смотрелось эстетично и правдоподобно. Не менее сложно далась VIP-актерам хореография. А она в спектакле вполне серьезная. К примеру, все участники танцуют марлезонский балет. Но, наверное, еще сложнее было заставить их петь.
- У нас есть великолепный педагог по вокалу — заведующая музыкальной частью молодежного театра Анна Эммануиловна Розенберг, - рассказал Николай Дейнеко. - У нее даже табуретка запоет! По крайней мере люди, которые говорили, что никогда не пели, через полчаса начинали это делать.

Сама Анна Эммануиловна призналась, что получила удовольствие от работы с каждым участником «Трех мушкетеров». У кого-то слух и голос обнаружились сразу, с другими пришлось серьезно поработать. Однако у нее была своя методика, а у каждого из ее учеников — огромное желание научиться. Главное — донести до них, как и с помощью чего извлекаются звуки. Наверное, поэтому на первых занятиях все были очень сосредоточенные.

- На первой распевке Анна Эммануиловна дала им упражнение, где надо петь: «Кааак хорошоооо!» - вспоминает координатор проекта Мария Петрова. - Они поют, а лица такие грустные! Я аж рассмеялась.

Не менее важно было объяснить артистам, для чего каждый из них исполняет свою песню.

- Я обучала их актерскому пению, - говорит Анна Розенберг. - Мы разбирали их роли, ситуации, потому что у каждого должно быть понимание, для чего в этом месте нужна песня. Если его нет, пение будет неуместным.

По словам Павла Каштанова, многие артисты перекочевали в эту постановку из другого благотворительного спектакля - «Ревизор». Однако со временем появлялись новые желающие блеснуть: если изначально актеров было 25, то в итоге стало 38.

- Сцена — это в хорошем смысле наркотик, - уверен постановщик. - Людям, участвовавшим в первом спектакле, захотелось попробовать что-то новое, и мы им дали такую возможность. Если в прошлый раз мы осовременили спектакль и актеры выступали в обычных костюмах, то теперь каждый шьет себе одежду наподобие той, что носили дворяне во Франции в XVII веке. Но происходящее на сцене будет близко современникам, поскольку это история о молодом человеке, который приехал покорять столицу и быстро сделал карьеру. Эта линия (а не дворцовые интриги) будет главной в нашей постановке.

Организаторы решили не разглашать, кто кого играет, до премьеры. Известно лишь, что д'Артаньяном будет председатель совета директоров группы предприятий «Компаньон» Арсен Унанян. Вместе с ним на сцену выйдут министр образования и науки Александр Кузнецов, начальник главного управления молодежной политики Антон Бахаев, директор филиала МТС в области Вячеслав Бежин, основатель благотворительного фонда «Андрюша» Юлия Жаботинская и другие. Средства от спектакля направят на лечение детей, в детские дома и на поддержку юных дарований.

Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ