15 февраля 2012, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Авиации нужны дотации

Авиации нужны дотации

Недавно наткнулась в Интернете на интересную новость: стоимость перелетов из Челябинска в Вену может упасть до 100 - 150 евро, а количество рейсов - увеличиться до четырех в неделю. Обрадовалась. Потому что этот рейс – настоящий коридор в Европу.

Еще недавно в Европу жители Южного Урала летали из Москвы или Екатеринбурга. После открытия в октябре 2011 года регулярного рейса Челябинск — Вена у нас появилась хорошая альтернатива. Столица Австрии находится в центре Европы и поэтому является одним из самых удобных перевалочных пунктов для авиатуристов. Сегодня стоимость перелета сопоставима с билетом в Питер, а если попасть в акцию, то и в Москву. Однако уже в этом году цена может стать ну просто невообразимо низкой.

На сегодняшний день рейсы из Челябинска в Вену и обратно осуществляет компания «Уральские авиалинии», улететь можно два раза в неделю — по средам и пятницам. Стоимость перелета в оба конца с учетом всех сборов — от 349 до 500 евро. Хотя у любителей скидок есть возможность дождаться акции и купить билеты за 199 евро (плюс сборы). Первая такая акция проходила с 22 ноября 2011-го до 17 января 2012 года. В пресс-службе компании «Уральские авиалинии» сообщили, что билеты со скидкой продают не в последний раз.

- Здорово, что появились международные рейсы, - рассказала наша читательница Анна Ильина. - Этой зимой мы летали в Вену на Новый год. Отлично провели время, и в Германию еще съездили на поезде. Несколько лет назад мы даже представить себе не могли, что можно будет вот так сесть в самолет в Челябинске и через несколько часов оказаться в другой части планеты. У меня только одно пожелание — почаще бы сделать рейсы. Мы вылетали в Вену в пятницу и очень хотели побыть в Европе 10 дней. Но, к сожалению, по понедельникам вылетов нет. А продлевать отпуск до среды не получалось. Пришлось ограничиться неделей.

Для Анны у нас есть хорошая новость. В разговоре с журналистом одного из информагентств глава регионального минпрома Владимир Павлов отметил, что летом 2012 года количество еженедельных авиарейсов из Челябинска в Вену может вырасти вдвое, а стоимость перелета упасть до 100 - 150 евро. Все это станет возможным, если Челябинское авиапредприятие и «Уральские авиалинии» заключат соглашение с крупнейшим мировым авиационным альянсом Star Alliance, объединяющим 28 перевозчиков. Данный вопрос обсуждался в ходе визита делегации Южного Урала в Австрию. Сейчас правительство области ведет переговоры с руководством альянса.

Популярность растет

В компании «Уральские авиалинии» строить предположения о дальнейшем развитии событий отказались, сославшись на то, что с конкретными предложениями на них никто из австрийских коллег пока не выходил. Увеличивать количество рейсов сам перевозчик не планирует, хотя направление пользуется спросом.

Как нам стало известно, в октябре средняя загрузка рейса составляла 18 человек, в ноябре увеличилась до 24-х, в декабре — до 34-х, в январе — до 55. Если брать данные по количеству пассажиров, слетавших туда и обратно, то цифры выглядят так: октябрь — 287 человек, ноябрь — 431, декабрь — 616, январь — 876. За первые 10 дней февраля Вену посетили 369 южноуральцев. Что, впрочем, неудивительно. Аэропорт Вены очень удобен в качестве транзитного пункта для путешествий по всей Европе, а благодаря интерлайн-соглашению «Уральских авиалиний» с австрийским перевозчиком Austrian airlines, туристы могут купить в Челябинске единый билет во многие европейские города с пересадкой в Вене.

Расписание полетов составлено так, чтобы время ожидания в аэропорту было минимальным: в среднем около трех часов. Кроме того, из Вены легко добраться на автомобиле в самые красивые европейские города по живописным маршрутам. Так, например, до Братиславы можно доехать всего за 40 минут, до Будапешта за три часа, до Инсбрука и Зальцбурга за 4,5, а до популярного венгерского термального курорта Шарвар всего за 1,5 часа. Для сравнения: путь из Челябинска в Екатеринбург на автомобиле занимает около трех часов, до Магнитогорска — четыре-пять.

Зачем субсидировать рейсы

Среди прочих преимуществ для туристов - отсутствие необходимости после нескольких часов полета маяться в аэропорту «Кольцово» в ожидании автобуса до Челябинска или платить бешеные деньги за такси. Однако, справедливости ради, отметим, что прямое авиасообщение между Южным Уралом и Веной делалось не только для удобства путешественников, но и для привлечения в область иностранных инвестиций. Обо всех выгодах и преференциях, которые готовы предоставить власти региона зарубежным бизнесменам, желающим вложить средства в нашу экономику, сказано и написано немало. Но все эти усилия идут насмарку при отсутствии нормальных воздушных ворот.

Как однажды верно подметил первый вице-губернатор Олег Грачев, вряд ли кто-то из прилетевших в Екатеринбург инвесторов захочет каждый раз после перелета «200 километров подпрыгивать на копчике в автомобиле», чтобы доехать до Челябинска. В то время как им ничего не мешает расположить свое предприятие где-нибудь в Свердловской области, поближе к аэропорту.

В администрации нашей области, кажется, все это понимают и предпринимают усилия для развития и привлечения в регион крупнейших мировых воздушных перевозчиков. Губернатор Михаил Юревич даже заявлял о своей готовности на первых порах дотировать из бюджета важные для нас направления. Удивительно, но нашлись те, кто обрушился на это предложение с критикой — дескать, что, у нас других проблем нет? Видимо, не все в курсе, что один рубль в гражданской авиации генерирует оборот трех рублей в смежных отраслях. Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять, что вложенные средства приумножатся и вернутся в казну в виде налогов от работы аэропорта, а также новых предприятий, которые появятся благодаря установленному авиасообщению.

Отметим, что практика дотирования авиарейсов существует во многих государствах с развитой экономикой. Один из примеров — Китай, где власти давно поддерживают международное сообщение. В Израиле субсидируются чартерные рейсы с покрытием от 20 кресел. Большинство европейских государств выделяют средства аэропортам. А те, в свою очередь, поддерживают авиакомпании.

А как у нас?

Когда-то в Челябинске была своя авиакомпания, которая имела 17 самолетов и входила в пятерку самых крупных в стране. Более того, через наш аэропорт осуществлялись все транзитные рейсы Средней Азии из Сибири, Дальнего Востока. Каждые 10 минут происходили взлет и посадка самолетов. При губернаторе Вадиме Соловьеве была построена новая взлетно-посадочная полоса, которая могла принимать все типы самолетов. А вот с командой Петра Сумина у собственников аэропорта не сложилось. Сейчас уже никто не помнит, почему начался конфликт. В результате челябинская авиакомпания стала московской, а позже прекратила свое существование. Аэропорт утратил свои стартовые позиции и фактически прекратил работу. В 2009 году 86 процентов вылетов из Челябинска составляло московское направление. Также два раза в неделю можно было улететь в Питер, плюс был ряд исторических направлений и несколько чартеров.

В последние годы работа по «спасению» воздушных ворот началась. С 2010 года появились новые регулярные рейсы — в Ростов-на-Дону, Красноярск, Казань, Новосибирск и другие города. В 2011-м к нам впервые зашел иностранный авиаперевозчик - испанская авиакомпания Spanair. Новыми направлениями стали регулярные рейсы в Геленджик, Иркутск, Минеральные воды, Дюссельдорф и чартеры в Барселону, Римини, Родос и Бангкок. Осенью появились регулярные рейсы в Вену, Дубай и Харбин. Параллельно в аэропорту началась модернизация: он стал безопаснее, отремонтированы и расширены международный сектор и зона внутренних вылетов, появились дополнительные кабины и «зеленый коридор».

Однако для получения статуса международного аэропорта этого недостаточно. Нужно открывать больше рейсов, привлекать других перевозчиков, выделять субсидии. Может быть, тогда Челябинская область в сознании иностранцев из родины суровых металлургов превратится в инвестиционно привлекательный регион. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть. Об этом свидетельствует интерес, который потенциальные инвесторы проявляют к визитам наших делегаций. Важно не упустить момент.