7 ноября 2011, Автор: Сергей ТАРАН

Дни минобраза в городах и весях

Дни минобраза в городах и весях

Региональное министерство образования и науки посетило 41 муниципалитет Челябинской области. Встречи на местах помогли увидеть, как на самом деле идет реформа средней школы.

Масштабную акцию ведомство провело при участии областного комитета профсоюзов народного образования. Министр и сотрудники аппарата побеседовали с представителями органов местного самоуправления и образования, педагогическим составом школ, директорским корпусом. В центре обсуждения оказались две темы: модернизация образования и повышение зарплаты.

«Дни» превратятся в будни

- Выездные акции станут традиционными для образовательной системы Челябинской области, - заметил министр образования Александр Кузнецов. - Они будут проводиться в начале учебного года, но формат изменится, потому что режим встреч оказался почти экстремальными.

По словам чиновника, в течение двух лет предполагается радикально изменить ситуацию в системе среднего образования. Но, если не решить две основные задачи, повысить качество общего образования не удастся. Во-первых, необходимо создать современные условия образовательной деятельности для учеников и учителей. Работа эта сложная, кропотливая, требующая времени. Во-вторых, сегодня срочно требуется проводить повышение квалификации тех педагогов, на кого легла обязанность реализовывать стандарт общего образования.

Об этом шел разговор министра с работниками образования в муниципалитетах, главами районов и городов, представителями финансовых органов, коммунального хозяйства. Модернизация образования требует самого широкого социального взаимодействия. Разумеется, не остался без внимания и такой важный аспект реформы, как повышение заработной платы учителей. Из многочисленных встреч рождалось ясное представление о том, в каком состоянии находится система образования области, какие меры необходимо принять для преодоления отставания от хода реформ в отдельных местах. Это важно, потому что в середине ноября в УрФО будут подводиться промежуточные итоги реформирования системы образования. Итоговое заседание пройдет под руководством премьера Путина.

Министерство образования, объезжая территорию области, попыталось на местах объяснить идеологию проекта модернизации школы и получить обратную связь, узнать, как это воспринимается на местах, какие трудности вызывает реализация проекта, что непонятно.

- Впечатления самые разнообразные, - признался министр. - Есть территории, где все идет без сучка, без задоринки. А есть места, где люди сталкиваются с большими трудностями, чаще всего организационного характера. Объясняется это тем, что они несвоевременно знакомятся с нормативно-правовой документацией, слабо организуют работу в своей образовательной системе.

Деньги пойдут за успехом

Уже два месяца реализуется проект повышения зарплаты учителей. Бюджет РФ должен направить для этого в течение двух лет в общей сложности 120 миллиардов рублей. Распределение денег по муниципалитетам произойдет и уже происходит в зависимости от количества учащихся в школах той или иной территории и от коэффициента бюджетной обеспеченности этой территории.

В Челябинской области в 2011 году была определена федеральная субсидия в объеме 452 миллионов рублей. Объем субсидий на модернизацию образования в 2012 году составит около 1 миллиарда 342 миллионов рублей. Но, по словам министра, добавится еще один показатель при распределении денег. Как объясняют в министерстве образования, речь идет о так называемых «индикативных показателях реализации комплексного подхода модернизации образования в 2011 году». Проще говоря, требуются успехи не только учеников, но и всех взрослых, которые заняты современным обновлением школы.

- От того, насколько успешно проект стартовал на территориях, - считает Александр Кузнецов, - будет зависеть финансирование в 2012 году.

Поэтому большое внимание мы уделяем достижениям индикативных показателей. И в части создания современных условий образования, и в части повышения квалификации педагогов, притока молодых специалистов и в ряде других параметров, обозначенных в соглашении между Челябинской областью и федеральным министерством.

В кошелек южноуральского педагога

Челябинская область обязалась уже в сентябре 2011 года увеличить среднюю заработную плату учителей на 30 процентов по отношению к первому кварталу этого же года. Первое повышение прошло в июне. Второй этап должен коснуться учителей предметников, реализующих стандарт образования в ближайшее время.

- Мы достигли тех результатов, - подвел итоги министр, - которые и планировали. Но в разных территориях средний уровень зарплат неодинаков. Так в сельских муниципальных образованиях средняя заработная плата учителей по итогам сентября получилась максимальной в Сосновском районе - 17456 рубля, а минимальная - в Брединском районе – 10842 рубля. Среди городских – минимальная зарплата в Усть Катавском округе – 11540 рублей, а максимальная - в Озерске - 21436 рублей.

Разброс объясним. Деньги доводятся «подушевому» принципу. Но и структура образовательной сети в каждом районе накладывает свой отпечаток. Нас также беспокоят те территории, которые существенно превысили заданные параметры повышения заработной платы. Кое-где не на 30 процентов подняли планку, а даже на все 70.

Важно понимать, подчеркивают в ведомстве, что этот проект модернизации и входящее в него повышение зарплаты - не одноразовая акция. Дальнейшее повышение зарплаты будет ориентировано на уровень средней заработной планы в экономике региона.

Сегодня на конец года средняя зарплата находится на уровне 15071 рубль, а в экономике – 18571 рубль. На будущий год предусмотрено увеличение финансирования проекта модернизации на три миллиарда. А это значит, что в 2012 году учительский кошелек «поправится» до 20 тысяч рублей в месяц.

- Сегодня осуществляется ежемесячный мониторинг начисления зарплаты предметникам, - сказал Александр Кузнецов. - Сбор бухгалтерской отчетности идет по двум каналам. Кроме обычной статотчетности, есть и непосредственное внесение показателей зарплаты самими образовательными учреждениями на федеральный сайт (cpmo.ru). Когда мы сравнили эти данные, мы увидели большую разницу. Значит - отчетность хромает. И здесь нужно наводить порядок.