18 октября 2011, Автор: Сергей ТАРАН

«Павшим на пути к свободной Родине»

«Павшим на пути к свободной Родине»

И вновь дала о себе знать непредсказуемая история отечества. В нашем городе бурно заговорили о чехах, как и 93 года назад. Ну что нас связывало с далекой европейской страной? Даже болезненный 1968-й год пражской весны и советской оккупации и тот далек. А тут заговорили о первой мировой и гражданской войнах, мятежах. Кажется, события прошлого становятся ярче, острее. Всё здесь и сейчас.

Откуда взялись «белочехи»

И всё-таки первоначальную реакцию на появление мемориала чехословацким легионерам в Челябинске можно описать одним словом — растерянность. Как ни крути, события имели место почти сто лет тому назад. Далее последовали разговоры, в которых господствует острая и бурная интерпретация этих событий обывателем. У нас ведь как водится? Чем дальше в прошлое, тем категоричней суждения. Те, кто хоть сколько-то знаком с историей, тут же начали припоминать и Колчака, выданного чехами, и 60 тонн золота, вывезенного из растерзанной России.

Известный краевед Геннадий Каннинский уверен: это все оттого, что первоначально в общественное сознание поступила неверная информация: «В Челябинске открывается памятник белочехам». Открывается? Нет. Восстанавливается. Памятник? В народном сознании памятник — это возвеличивание, прославление чьего-то подвига с помощью монументального искусства. Встает вопрос, а что «белочехи» тут такого сделали? Но в Челябинске построен только мемориал — памятное символическое надгробие. Слово «белочехи» - продукт сталинской пропаганды. Никакой идеологии в действиях чешских легионеров не было. Они не воевали ни за красных, ни за белых, они были сами за себя и стремились как можно быстрее попасть к себе на родину.

Воевать вместе с Россией

Накануне первой мировой войны Чехия и Словакия были провинцией Австро-Венгерской империи. Чехи и словаки давно боролись за свою национальную независимость. И когда началась война, они увидели исторический шанс — выступить на стороне России. Чехов и словаков призвали в австро-венгерскую армию. Но воевать за Австрию они не хотели и при любом удобном случае в массовом порядке сдавались в плен русской армии.

Исторически много чехов проживало в России, но они не были подданными царя. Вот из них и первых военнопленных в 1914 году была образована депутация, которая побывала на приеме у Николая Второго с обращением: «Дайте нам возможность образовать свое собственное воинское формирование. И в рядах русской армии мы будем сражаться за свою независимость». Через несколько недель в Киеве организована «Чешская дружина». Она разрасталась постоянно из-за притока военнопленных и перебежчиков. В дружину вступали добровольно. Чешская дружина успешно воевала. Позже она была развернута в полк, бригаду, а затем и в корпус, в составе которого находилось две дивизии общей численностью до 45 тысяч штыков.

В полнокровном корпусе не хватало лишь командного состава. И все руководство было представлено русскими офицерами. Командиром корпуса стал генерал Шокоров. Командиром первой дивизии — генерал Коломенский, командиром второй — генерал Подгаецкий. Начальником штаба корпуса тоже был русский генерал Дитерихс. Корпус великолепно показал себя в боях. Сказывался высокий боевой дух добровольцев.

Полный кавалер

Русское командование учитывало, что они все были прежними гражданами Австро-Венгрии, знали языки и обычаи. Поэтому нехватки в разведчиках не было. Чехи всегда возвращались не только с ценной информацией, отмечены случаи, когда они приводили через линию фронта целые подразделения из своих бывших частей. Не случайно многие бойцы корпуса имели высокие российские награды.

Геннадий Канниский приводит уникальный случай. Среди чехословацких легионеров, которые были похоронены в Челябинске, был такой Карел Вашатко. Историки до сих пор не нашли равного ему по количеству георгиевских наград.

Десять георгиевских наград удостоился Вашатко. Во-первых, он стал полным кавалером солдатских георгиевских крестов. Затем Карел Вашатко получил еще три георгиевских медали. Вскоре он был произведен в офицеры и успел получить георгиевский офицерский крест и орден Святого Георгия четвертой степени. После Февральской революции Вашатко вручили георгиевский «крест с веточкой» да еще и георгиевское оружие. Это все, не считая множества других высших наград.

Карел Вашатко был ранен в голову и лишился верхней части черепной коробки. Бойцы корпуса Карела Вашатко принесли в Челябинск буквально на руках. Жители Челябинска и Троицка узнали, что полный георгиевский кавалер ранен и нуждается в операции. По подписке собрали деньги на золотую пластину. Требовался имплантат, чтобы закрыть мозг. Но герой вскоре после операции скончался. В торжественной обстановке похоронили Вашатко на городском кладбище.

Оружие в руках легионеров

Послереволюционный развал фронта, и особенно Брестский мир, поставили чехов и словаков в России в нелепое и неопределенное положение. Они оказались в совершенно новой стране, которая заключила мир с их заклятыми врагами — австрийскими поработителями. Тогда в Киеве сформировали 63 эшелона, которые растянулись по всему транссибу. Цель — добраться до Владивостока, а оттуда пароходами переправиться в Европу, хотя бы в ту же Францию, которая продолжала войну и приняла корпус в качестве автономной части французской армии.

Первые эшелоны начали поступать в Челябинск в начале апреля 1918 года. Сначала Москва не обращала внимания на чехословацкий корпус. Позже красные хотели склонить легионеров на свою сторону. Разгоралась гражданская война. Ленин призывал: «Заразить бациллой большевизма». Но превратить «в боевой отряд революции» легионеры себя не давали. Хотя, по словам краеведа Каннинского, в каждом эшелоне ехал комиссар, подбираемый из числа чешских коммунистов.

По условию соглашения с советскими властями, чехословацкий корпус в Курске, Воронеже и Пензе разоружали. Оставляли по 12 винтовок и одному пулемету, чтобы как-то организовать самооборону и нести караульную службу. А бандитизм тогда свирепствовал по всей Руси-матушке, особенно вдоль железной дороги.

Однако советской власти этого было не достаточно. Вышел знаменитый приказ Троцкого номер 377 о полном разоружении. Легионеры перехватили этот приказ, от которого веяло смертью. Под Златоустом эшелон второго полка атаковали красные части. Вагоны расстреливали из пулеметов. Безоружные чехословаки отбивались камнями.

Никакого заговора мирового империализма в этой истории нет. Просто деваться легионерам было некуда. Требовалось вооружиться для самообороны. В Челябинске русский подполковник Сергей Войцеховский, командир третьего полка чехословацкого корпуса, возглавил захват «красных казарм». Каково же было изумление чехословаков, когда они лицом к лицу встретили бойцов полка Красной армии в «красных казармах». Этот полк, как и прочие, был укомплектован в основном военнопленными. В Челябинске было много лагерей военнопленных. В основном в них содержались немцы, мадьяры, австрийцы. Русское население неохотно шло в Красную армию. Зато на призыв с энтузиазмом откликнулись военнопленные. У чехов с немцами и мадьярами традиционно отношения не складывались. Получилось, Красная армия укомплектована их бывшими врагами. Начались конфликты.

С апреля 1918 года по июль 1919 года части корпуса находились в Челябинске вместе со штабом, который размещался в особняке Владислава Сапега — Ольшевского. Сегодня от его знаменитого сада остались причудливые лиственницы на углу Красной и проспекта Ленина. В июне 1919 года в Челябинске торжественно отмечалась годовщина свержения советской власти. В грандиозных народных гуляньях чехословаки принимали активное участие. Задержаться в России их заставил приказ охранять всю железную дорогу.

Хранится в памяти народной

Вооруженная армия и население неизбежно конфликтуют. Бывало всякое. Один случай описан в дневнике Войцеховского. На челябинском базаре отряд легионеров поймал карманного вора. Подоспел милиционер, взял его и увел в участок. Чехи решили, что милиционер заодно с вором. Собрались большой толпой и учинили бузу — требовали отдать вора для линчевания. Словом, легионеры были склонны к установлению порядков по их представлениям. Горожанам это не нравилось. Всё-таки иностранцы. А что сохранила историческая память жителей Троицка? Троицк традиционно казачий город. Казалось бы, настроенные против большевиков, они не должны были сочувствовать красноармейцам.

После взятия Челябинска чехословаки захотели себя обезопасить с юга. Красные отошли к Троицку, там уже было несколько полков. Легионеры выдвинулись вслед. Под Троицком произошли серьезные столкновения. И Троицк пал. С чешской стороны погибло 17 человек. Со стороны Красной армии погибло от 500 до 700 бойцов, по разным оценкам. Дело в том, что чехи, встретив мадьяр-красноармейцев, устроили массовую резню. И это происходило на глазах местного населения.

Казанскобогородицкое кладбище находилось в самом центре Челябинска. На нем похоронили до трехсот бойцов корпуса. Там же воздвигли памятник на пожертвования горожан и торжественно открыли его 15 сентября 1918 года. Сделали его чехи из белого баландинского мрамора. У них были свои скульпторы и свои строители. Челябинцы деяние подполковника Войцеховского приравнивали к подвигу Минина и Пожарского. Впрочем, отношение к чехословакам было не однозначным.

Сегодня, когда открывается мемориал чехословацких легионеров, мы понимаем: открывается еще одна страница Южного Урала, связанная с большой мировой историей.

Справка:

На территории бывшего автомобильного училища находятся «Красные казармы» - это бывшие казармы 196 - го пехотного инсарского полка. Они построены в Челябинске накануне первой мировой войны. Здесь постоянно квартировал Инсарский полк, который с началом войны был отправлен на фронт. В казармах проходила формировка маршевых частей. Там же и были арсеналы с большим количеством оружия.


Фото Вячеслава НИКУЛИНА