10 июня 2011, Автор: Людмила БАННОВА

Ненужный подарок?

Ненужный подарок?

Какими могут стать полтонны металла в руках творческого человека? Челябинский кузнец Андрей Выдрин решил сделать шикарный подарок на юбилей одного из самых известных бардовских фестивалей России. Но памятник в виде огромной стальной гитары до сих пор стоит в цехе и вряд ли сможет порадовать зрителей Ильменки.

Мы выяснили у Андрея, почему гитара не удостоена чести находиться на ильменской поляне и даже до сих пор не окрашена.

Идея создать своими руками исполинскую гитару пришла Андрею в 2009 году, когда он стоял на пригорке ильменской поляны и слушал песни бардов. Мысль подарить украшение для фестиваля поселилась в голове и не давала покоя. Два года он потратил на то, чтобы узнать все необходимые пропорции, нарисовать эскиз и придумать специальную подставку. Весной этого года он сообщил о намерении подарить готовый памятник в фонд Олега Митяева, организатора Ильменки. Творческому коллективу настолько понравилась эта идея, что Андрей получил «добро» на окончание работ и установку монумента как раз к грядущему фестивалю. Гитаре и ее создателю аплодировали стоя.

Исполинская гитара, возможно одна из самых больших на Урале, очень проста в установке. Основание и подставка фиксируют ее в наклоненном положении, и весь процесс занимает не больше десяти минут. При этом размеры для стального фундамента были продуманы с учетом габаритов погрузчика.

Работы еще оставалось вдоволь. Готовый корпус необходимо было зачистить от сварки, приладить железные струны разного диаметра, загрунтовать и покрасить. Но энтузиазма Андрею с помощником Максимом Майстренко не занимать. На пяти метрах сорока сантиметрах стали вновь закипела работа.

— На передней стенке памятника мы решили выгравировать часть текстов из нескольких песен известных бардов, — вспоминает Андрей. — Долго выбирали, кому же выпадет честь красоваться на памятнике. На эскизе получилось очень много строк, но мысль сделать гравировку со всех сторон мы отмели, очень пострадал бы внешний вид. Далее мы отправили готовый стальной лист в специальную мастерскую, где лазером вырезали буквы.

Процесс согласования шрифтов затянулся на несколько недель. Контур каждой буковки должен быть замкнутым, слова — легко читаемыми, интервал между строчками не сильно большим, но достаточным для восприятия отдельных четверостиший. Наконец все вопросы утрясли, и на гитаре остались тексты всего четырех авторов. Но каких! Булат Окуджава, Александр Городницкий, Владимир Высоцкий и, конечно же, Олег Митяев — колоссы отечественной бардовской песни.

— Поначалу я планировал сделать светодиодную подсветку для слов с внутренней стороны гитары, — рассказывает Андрей. — Тогда даже ночью весь текст можно было бы прочитать с другого конца поляны. Но на это не хватило ни времени, ни, если честно, денег.

О результате работы был снова уведомлен фонд Олега Митяева. На прошлой неделе закончилась подготовка памятника к покраске. Именно тогда начались первые проблемы. Поначалу принятая на ура идея украсить Ильменку исполинской гитарой наткнулась на внезапно возникшие трудности. После трагических событий на прошлогоднем фестивале «Торнадо» под Миассом монумент обязали пройти кучу технических согласований.

— Мне были названы, наверное, все существующие инстанции, где гитара должна получить соответствующие разрешения, — с грустью рассказывает Андрей. — Противопожарная, техническая экспертиза, бесчисленные согласования заняли бы не меньше полугода. Мне сказали, что наверняка перед каждым Ильменским фестивалем необходимо будет вновь получать все официальные разрешения. И что в 2011 году моей гитаре на Ильменке не быть. В этот момент у меня просто опустились руки.

На Урале уже был факт создания подобных монументов. Несколько лет назад бригада российских кузнецов выковала из железа огромный фруктовый сад. Каждый листочек, каждая вишенка и яблочко прошли через горячие меха и щипцы, молот и наковальню. Создатели сего великолепия решили подарить скульптурную композицию английской королеве Елизавете II. Она с радостью приняла дар, установила железный сад на лужайке своего дворца и щедро отблагодарила авторов.

— Получается, что за полгода до того, как начал работу над памятником, я должен был получить разрешение сделать подарок любителям бардовской песни, — обреченно улыбается Андрей. — Выходит, что это уже не подарок. При этом я не прошу денег за материалы, работу, не требую признания. Мы готовы даже сами привезти и по всем правилам установить конструкцию, в нашей фирме есть на эти работы специальное разрешение. Я просто хочу порадовать своим творчеством людей.

Сейчас решение, куда деть исполинскую гитару, повисло в воздухе. В цехе у Андрея не так много места, чтобы держать ее у себя. На улицу выставлять жаль — украдут на металлолом или испортят нецензурными надписями. Специалисты фонда Олега Митяева предлагают поместить памятник в подшефный детский лагерь, где он в лучшем случае покроется признаниями в любви Маши и Пети. Также есть возможность установить пятиметровую гитару перед зданием фонда, но в этом случае появляется еще больше проблем. Дело в том, что дом № 48 по улице Карла Маркса является частью исторического ансамбля города, и все нововведения вплоть до оттенка фасадной краски должны быть тщательно согласованы в управлении по архитектуре Челябинска.

— Мне предлагают сейчас покрасить гитару в выбранные мною цвета, — продолжает создатель памятника. — Это черный, красный и желтый со взаимными переходами. Такая окраска очень популярна у многих производителей гитар. Но тогда она наверняка не пройдет согласование на установку даже у здания фонда. На вопрос, в каком цвете гитара точно нужна перед этим домом, ответа нет.

Судьба гитары накануне Ильменского фестиваля находится в подвешенном состоянии. За пару дней до подготовки материала гитару вынесли за пределы мастерской, где она начала понемногу ржаветь. Ни сам Олег Митяев, ни Андрей не знают, куда же деть подарок, который должен был уже в этом году украсить праздник, 35-летний юбилей. Товарищи по цеху пытаются шутить, что если памятник не нужен ни им, ни нам, то его можно будет пустить с молотка на интернет-аукционе и он займет «почетное» место на даче какого-нибудь предпринимателя. Но два года усилий, куча потраченных денег и времени недостойны такой участи. Подарок Ильменке должен быть на Ильменке, уверен Андрей. И я его очень хорошо понимаю.

КОММЕНТАРИЙ

Елена ГРИШИНА, один из руководителей Ильменского фестиваля, председатель фонда Олега Митяева:

— Мы благодарны автору памятника за его работу и очень рады подарку. Но, к сожалению, техническая служба Ильменского фестиваля не сможет дать разрешение на установку пятиметровой гитары на поляне. Монумент не прошел необходимую экспертизу и является источником повышенной опасности для слушателей. У нас уже были прецеденты, когда шквальный ветер рвал паруса на сцене и рекламные растяжки. Представляете, если полтонны железа упадут? Мы не возьмем на себя такую ответственность. Также для установки гитары на поляне необходимо пробурить скальную породу, забить сваи и забетонировать основание. Это большая финансовая нагрузка на организаторов фестиваля. Для трехдневного фестиваля монумент не особенно нужен.
В данный момент мы ждем покраски гитары в выбранные автором цвета и уже после этого готовы взять на себя все технические согласования. После окончания оформления документов будет решен вопрос по будущему месторасположению памятника. Это может быть на Кировке, возле Дворца пионеров и школьников, возле здания фонда либо в другом месте, где разрешит техническая комиссия.