19 января 2011, Автор: Мария ЦАПОВА

«У нас вся школа вооружена!»

«У нас вся школа вооружена!»

31 декабря вечером около пятидесяти мальчишек в возрасте 11 — 15 лет за общим столом попили чай с конфетами и разошлись по своим комнатам, чтобы там почти до самого утра смотреть новогодние концерты. Именно так прошел праздник у воспитанников челябинской специализированной школы закрытого типа, единственной подобной в нашей области. В ней живут подростки, которые еще не достигли возраста уголовной ответственности, но уже совершили преступление.

Сейчас здесь находятся ребята, что-то укравшие или в компании ровесников совершившие разбой. А лет пять назад были и те, кто в таком юном возрасте смог убить человека. Правда, большинство мальчишек, прошедших эту школу, сильно меняются. Корреспондент «Вечерки» решила узнать, какими методами перевоспитывают детей.

Убивают, не читая

Пугающие у этой школы, пожалуй, только название и внешний вид: забор с колючей проволокой и часовые на постах. Но внутри все по-другому: по-домашнему тепло, а гостей встречают улыбчивые учителя, не в пример тем, которые работают в общеобразовательных школах, и директор Александр Бачурин.

Вообще, в этой школе живут мальчики в возрасте 11 — 15 лет, совершившие два и более преступлений. Спецшкола рассчитана на 120 человек. Несколько лет назад она была заполнена под завязку, но сейчас здесь всего 50 подростков. Самые страшные их преступления — воровство или разбой. Удивительно, но в таком возрасте человек может научиться воровать, не зная при этом даже азбуку. Сюда нередко попадают ребята, которые в 14 лет не умеют читать, не понимают значения математических знаков...

Но не все такие. Иногда дети здесь оказываются просто потому, что особо никому не были нужны. 14-летний Паша из Верхнего Уфалея — сирота. Он вырос в детском доме. Ходить в общеобразовательную школу ему не понравилось сразу. Спустя какое-то время учителя его, естественно, стали ругать. И Паша совсем закрылся: он перестал ходить на занятия, зато нашел друзей, которые научили пить, курить...

А вот мальчик Сережа в начальной школе и вовсе был отличником. При этом занимался спортом, но потом у него умерла мама. Папа, который был военным, вечно пропадал на работе, Сергей оказался предоставлен сам себе: жил в подвалах, пил, кололся...

У еще одного Сергея жизнь тоже начиналась гладко и ровно. Он занимался спортом, любил учиться. Но справиться с ним во время его переходного возраста родители не смогли, ругали сына, и тот не выдержал — пошел на улицу, где, так же как и предыдущие ребята, стал пить, воровать...

Главная награда — книга на ночь

Мало того что внутри семьи такие дети чувствуют себя одинокими, так и в школах их не любят: учителя ругают, одноклассники не хотят с ними общаться. В спецшколе закрытого типа к ним относятся совсем по-другому: их любят, о них заботятся и к тому же стремятся научить, здесь ребята чувствуют себя нужными, всегда находятся в центре внимания, ими интересуются. Благодаря этому они начинают постепенно меняться в лучшую сторону.

— В спецшколе работает сильная команда психологов, — рассказала ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Челябинска Наталья Шестакова. — Детям не приказывают. Их пытаются заинтересовать.

Так, например, большинство ребят, которые здесь живут и учатся, со временем становятся отличниками. Правда, учатся они по более упрощенной программе. Зато те же книжки читают не через силу, а в удовольствие. Стараются себя хорошо вести, чтобы в библиотеке им дали книги с собой на ночь. В это трудно поверить, но для живущих там мальчишек это огромная радость.

— Здесь у меня появилось много любимых писателей и книг, — рассказывает совершивший когда-то преступление Паша. — Я горжусь собой, когда мне дают книгу на ночь.

А еще местные мальчишки любят и умеют готовить. Перед глазами у них есть пример — бывший выпускник спецшколы закрытого типа, для которого кулинария стала не просто любимым делом, а способом заработать на жизнь. Теперь этот молодой человек работает в элитном ресторане города, у него есть невеста, а в будущем наверняка будет крепкая, дружная семья.

Сердечко для мамы

Безусловно, огромное внимание уделяется в спецшколе и физическому воспитанию детей. Здесь есть огромный спортивный зал, зал для настольного тенниса и оборудованный тренажерный зал. Ребята по очереди занимаются спортом практически весь день, с утра и до позднего вечера. С огромным удовольствием они поднимают гири, отрабатывают пасы и приемы к следующим соревнованиям. А гостям показывают не один десяток завоеванных кубков и медалей.

Не обходится здесь и без уроков технологии, на которых ребят учат работать с деревом. Больше всего мальчишки, конечно, любят возиться с пистолетиками.

— У нас вся школа вооружена, — смеясь говорит учитель ОБЖ и технологии Игорь Клименко. — У каждого есть самодельный автомат. Некоторые ребята работают над изготовлением современных истребителей СУ-27.

Но не меньше пистолетиков они любят делать… сердечки. Игорь Васильевич выпиливает мальчишкам заготовки, а они их раскрашивают. Дарят дети сердечки своим мамам.

— Их они очень любят, — говорит учитель. — Какими бы ни были матери, как бы к детям ни относились, по мамам ребята сильно скучают: делают сувениры, посвящают песни.

Здесь же мальчишки учатся в чистоте и порядке содержать свой дом, они сами убираются в комнатах, украшают их к празднику и даже ухаживают за цветами. Именно поэтому в коридорах целые и горшки, и цветы. Ломать то, что сделано своими руками, не хочется никому.

Теперь все будет по-другому!

...Спустя время мальчишки, которые попадают в спецшколу, сильно меняются. Они, может быть, впервые в жизни чувствуют себя нужными, поэтому стараются быть лучше. Учителя ставят им четверки и пятерки, и детям хочется учиться еще лучше, чтобы слышать похвалу вновь и вновь.

Так, Пашка из Верхнего Уфалея теперь больше всего любит уроки русского языка и технологии. А по вечерам он с удовольствием ходит на спортивные часы. В будущем мечтает о крепкой семье и о том, чтобы больше никогда не брать в руки сигарету.

Два Сергея, которые считают, что с них спрашивают строго, но справедливо, мечтают поступить в колледж, а потом на экономический факультет какого-нибудь крупного вуза Челябинска.

После общения с местными ребятами становится понятно, что благодаря этой школе и людям, которые там работают, мальчишки, оступившиеся в начале жизни, не только ушли с улицы, но и получили шанс на благополучное будущее. Об учебе и успехе им хочется думать больше, чем о сигарете и выпивке. И ведь, по статистике, только 10 процентов мальчишек, учившихся в спецшколе, повторно совершают преступления.