13 октября 2010, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Вторая жизнь машины маршала Жукова

Вторая жизнь машины маршала Жукова

Этот автомобиль майор запаса Евгений Васильев присмотрел еще в 90-е, когда служил в Сызрани. Полноприводный, с каучуковым рулем и с большущими колесами, легкий, неприхотливый — таким был родоначальник всех джипов марки «Виллис». Сегодня в Челябинске есть несколько организаций, где занимаются восстановлением подобных раритетных авто. Только вот из «родных» деталей там зачастую остается лишь кузов. Бывшим хозяевам «Виллиса», о котором пойдет речь в нашем материале, удивительным образом удалось сберечь его «внутренности» от ржавчины и распада.

В истории этого автомобиля немало «черных пятен». До 2001 года им владел пасечник Михаил Бражников, который приобрел транспортное средство в 60-е годы в армейском штабе. В то время военные частенько заезжали к нему за свежим и вкусным медом. С некоторыми из них Михаил Федорович подружился. И, видимо, по дружбе попросил выделить ему для хозяйства какой-нибудь автомобиль. Так к нему попал уже «немолодой» «Виллис» 1942 года выпуска.

По какой земле он ездил раньше, доподлинно неизвестно. Служивые рассказывали, что эта машина прошла войну. И именно на ней впоследствии передвигался во время командования Уральским военным округом с 1948 по 1952 год маршал и четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Поэтому хозяин относился к своему «железному другу» бережно и уважительно.

Старенький «Виллис» достался Евгению Васильеву всего за 10 тысяч рублей. На его восстановление (работы и расходные материалы) понадобится не меньше 100 тысяч. Но машина, использовавшаяся для перевозки с 1948 по 1952 год маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым в период его командования Уральским военным округом, того стоит.

Купив автомобиль за 10 тысяч рублей, наш земляк Евгений Васильев решил проверить эти слухи и направил запрос в музей Приволжско-Уральского военного округа (Екатеринбург), откуда получил любопытный ответ: «Установлено, что автомобиль Джип, страна-про-изводитель США, марка «Виллис МВ», двигатель № 177597, шасси № 61, год выпуска 1942, цвет зеленый, находился в гараже и использовался по назначению для перевозки с 1948 по 1952 год маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым в период его командования Уральским военным округом».

Однако не только славной биографией машины объяснялось желание Евгения Васильева приобрести ее. Он был поражен тем, что за свою немаленькую жизнь авто не заржавело, не пострадали мосты и колеса, а значит, не требовалась серьезная замена деталей. Пожилой пасечник объяснил это тем, что он всю жизнь ездил на транспортном средстве по лесам и его детали не соприкасались с разбросанными на дорогах химикатами. Кроме того, «Виллис» постоянно стоял на свежем воздухе.

— Когда любители раритетных авто видят этот каучуковый руль, бензобак под сиденьем с выдвигающейся воронкой, «родные» мосты, они не верят, что эти детали были произведены в начале 40-х годов прошлого века и с тех пор не треснули, не сломались, — рассказал нашему корреспонденту владелец раритета. — Это действительно большая редкость. Даже в фильмах про Великую Отечественную войну сегодня часто используют современные машины. Лично у меня эта историческая недостоверность смазывает впечатление от просмотра. К примеру, в первых сериях отличного фильма «Диверсант» вместо «Виллисов» использовались ГАЗ-69. И это бросалось в глаза. Потом создатели фильма заменили их на военные автомобили тех лет. И я очень рад, что могу воссоздать эту машину в первозданном виде, чтобы она могла участвовать в парадах Победы и выставках военной техники. Кстати, мне в этом помогает друг Александр Степакин.

Но для начала необходимо вернуть автомобиль к жизни. Уже больше двух месяцев этим занимается автомеханик Сергей Сафронов. Он восстанавливает машины уже более восьми лет. Но такое раритетное авто у него первое.

По признанию мастера, самым сложным было найти к нему чертежи. Технической документации на подобные автомобили не публикуют, поскольку «Виллисы» были сняты с производства в 1945 году. А переделать нужно было немало. Прежний хозяин «подогнал» автомобиль под себя — изменил дверные проемы, сделал крышу. В оригинале машина открытая, есть только ветровое стекло. От дождя водителя и пассажира спасает съемный брезентовый тент.

— Добывали документацию шпионским путем, — признался Сергей. — Кое-что удалось найти в Интернете. Но на разных сайтах картинки отличались. Большим везением стала покупка уменьшенной модели этого автомобиля производства США и той же фирмы — в масштабе 1:32. Нашли его в обычном магазине игрушек в Новосибирске. Это очень точная копия, по которой можно рассмотреть даже мелкие детали, чтобы сделать правильные изгибы, установить ручки по бокам кабины и так далее. Мы хотим максимально приблизить автомобиль к оригиналу.

Помимо возвращения автомобилю первозданного вида требуется серьезная реставрация. На сегодняшний день с машины сняли всю краску, вырезали ржавчину, отпескоструили (самый эффективный способ очистки) и поставили заплатки. Что интересно, после зачистки на деталях проступили заводские номера, которых не было видно ранее.

В ближайшее время Сергей Сафронов планирует почистить и привести в порядок таким образом все остальные агрегаты авто. Также нужно будет восстановить тормозную систему, сцепление и электропроводку. После этого можно будет шпаклевать и красить кузов. Для него уже закупили грунтовку и краску с романтичным названием «Зеленый сад». Именно в такой цвет красили армейские машины времен Великой Отечественной войны.

— Все разберем, смажем, почистим, и будет ездить как новенькая, — улыбается автомеханик.— Если какие-то детали спасти не удастся, отправим запрос в фирму «Форд», которая производила «Виллисы» в прошлом веке.

По словам Евгения Васильева, сейчас у автомобиля работает только одна передача. Всего их четыре — три для движения вперед и одна задняя. Обладатель машины уверен: весной 2011 году «Виллис» сможет, как и в годы его «юности», развивать скорость до 110 километров в час. Кстати, на раритет из Сызрани положили глаз уже многие челябинские любители антикварных машин. Просили продать и даже подарить одному из военных вузов. Однако Евгений Васильев на уговоры не поддался. В первый раз вывести свой «Виллис» в народ он планирует 9 мая следующего года — на Парад Победы. Получится это или нет, узнаем через семь месяцев.

Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА