13 октября 2010, Автор: Мария ЦАПОВА

Суд поможет северным городам

Суд поможет северным городам

Антимонопольщики разберутся с «Норникелем», а екатеринбуржцы заплатят за воду — таковы итоги рабочей поездки губернатора области Михаила Юревича в Верхний Уфалей и Нязепетровск. Поездка состоялась на прошлой неделе. Глава региона посетил сразу два города Южного Урала. По мнению Михаила Юревича, кризис подкосил заводы на севере области, но ситуация постепенно стабилизируется, да и есть резервные производства, которые можно внедрить.

В Верхнем Уфалее Михаил Юревич посетил завод «Уралэлемент». Предприятие переживало кризис, но сейчас входит в оборонный холдинг и делает топливные элементы для военного флота: торпеды, аккумуляторы для подводных лодок. А значит, работа есть всегда. Здесь же, кстати, собираются литий-ионные батарейки. Те самые, что стоят в наших с вами сотовых телефонах.

По оценке губернатора, в целом, сейчас дела на «Уралэлементе» обстоят неплохо. Соответственно и зарплаты здесь вполне нормальные для провинциального городка. По словам начальника участка Юрия Старжева, его доход составляет около 20 тысяч рублей в месяц.

Неплохо дела обстоят и на «Уфалейникеле». Там тоже был кризис, но сейчас предприятие работает стабильно, хоть и вполсилы. Единственная проблема — завод перестал выпускать кобальт. Сырье не поставляет «Норильский никель». Руководители верхнеуфалейского завода в один голос уверяют, что все сырье уходит за границу.

«Я лично обращусь в антимонопольную службу, — отметил Михаил Юревич. — «Норникель», по сути, лишает работы маленький город, чего быть не должно!» Как только «Уфалейникель» согласует все экологические нормативы и вновь заработает кобальтовое производство, сразу же резко возрастет потребность в трудовых кадрах и предприятие еще быстрее встанет на ноги.

Еще одно крупное предприятие Верхнего Уфалея — завод металлургического машиностроения, который в 90-х годах стал банкротом. Одна часть его имущества была украдена, другая — сдана в металлолом.

Новый по советским меркам электросталеплавильный цех был полностью уничтожен.

«Ужас, просто ужас, — cчитает глава региона. — Цех мог бы сейчас эффективно работать». Некоторые цеха, например, кузнечно-прессовый, стоят до сих пор. Все эти годы несущие конструкции никто не обслуживал. Поэтому сейчас помещения цехов проще снести и построить новые, чем восстанавливать старые.

В то же время литейный цех завода металлургического машиностроения удалось восстановить. Свердловский предприниматель потратил на это 18 миллионов евро. Сейчас в абсолютно новом литейном цехе работает 1500 человек. Заказов тоже предостаточно, ведь в стране всего два-три подобных цеха, а надо 200 — 500.

О ком у губернатора не болит сердце

После осмотра Верхнего Уфалея Михаил Юревич направился в Нязепетровск. Первая остановка — крановый завод. Его судьба не сильно отличается от судеб других заводов. В 90-х имущество было разграблено, в 2003 году появился инвестор, который восстановил завод.

Гендиректор предприятия Сергей Губайдулин показал главе региона кран, который приходит в рабочее состояние за 20 минут, а также похвастался, что на недавней международной выставке швы сварочников нязепетровского завода были признаны соответствующими всем европейским стандартам.

«В среднем основная часть градообразующего бизнеса находится в стадии подъема, — дал свою оценку Верхнему Уфалею Михаил Юревич. — Кризис сильно подкосил предприятия. Но в планах у каждого владельца наращивать мощности своих заводов». Пока внешне город выглядит не очень привлекательно. Но дело поправимо. «На это требуется не так уж и много времени, — отметил Михаил Юревич, который, будучи челябинским градоначальником, уделял пристальное внимание внешнему виду мегаполиса. — В этом году здесь сделано много дорог. Кстати, более качественно, чем в Челябинске. В Верхнем Уфалее сильный мэр, поэтому уверен, что он справится со всеми поставленными перед ним задачами».

До кризиса заказчики кранового завода стояли в очереди. В месяц на предприятии делалось по 27 строительных кранов. Стоимость каждого из них — восемь миллионов рублей. Сейчас, когда жилищное строительство продвигается медленными темпами, заказы поступают лишь от случая к случаю. Тем не менее у главы региона за Нязепетровский крановый завод сердце почти не болит.

«Собственник завода — человек грамотный, — подчеркнул Михаил Юревич. — Он в моих советах не нуждается. Знает этот рынок лучше меня. Если бы он не был профессионалом, сердце бы болело больше». Кроме того, руководство завода сейчас пытается освоить новую нишу. В частности, начать производство кранов для нефтегазовой сферы, которая более устойчивая, нежели строительная.

В Нязепетровске занимаются и заготовкой древесины. По словам заместителя директора ООО «УралГравитонСервис» Сергея Усырцева, основным видом их деятельности является комплексная переработка дерева. Всего на этом заводе трудится 78 человек. Лес продается как в России, так и за рубежом.

«Город Нязепетровск выглядит неплохо в плане отопления, — считает Михаил Юревич. — Там всего одна мазутная котельная, которую на следующий год мы переведем на газ. А помощь требуется в ремонте и строительстве дорог, а также достройке большого спортивного центра».
(Последний вопрос на заметку уже взял министр по физической культуре, спорту и туризму области Юрий Серебренников, который в ближайшее время тоже посетит Нязепетровск.)

Кроме того, возможно, городская казна скоро пополнится дополнительными средствами. Как выяснилось, екатеринбуржцы в месяц из местного водохранилища откачивают по восемь миллионов кубов воды. Но ни копейки за это не платят. Михаил Юревич подчеркнул, что его помощники обязательно ознакомятся с природоохранным законодательством. Возможно, свердловчане должны платить за воду.

«Дополнительная подпитка бюджету города явно бы не помешала», — уверен глава региона.

Есть и еще одна перспектива развития: на плотину можно поставить гидротурбину. С ее помощью будет вырабатываться электричество по умеренной цене.

1500 человек работают сейчас в абсолютно новом литейном цехе завода металлургического машиностроения. Таких цехов в России всего два-три, а необходимо 200 — 500.
По 27 кранов в месяц делалось на ЗАО «Нязепетровский крановый завод» до кризиса.
8 миллионов рублей — стоимость одного крана.
20 000 рублей — средняя ежемесячная зарплата начальников отделов на заводе «Ураэлемент» в Верхнем Уфалее.

Фото Анатолия КОЛЮЩЕНКО