27 сентября 2010, Автор: Светлана КИРЮШКИНА

Уроки бесконтроль- ного правления от Евгения Варгота

Уроки бесконтроль- ного правления от Евгения Варгота

30 сентября в Челябинском региональном отделении Союза художников России пройдет, наконец, отчетно-перевыборное собрание. Художники устали видеть «у руля» Евгения Варгота со всей его семьей и ближайшими соратниками. Похоже, Евгений Алекандрович исчерпал кредит доверия не только областной и городской власти, но и своих коллег-художников.

Это он докладывал властям о несуществующих выставках, дважды собирал деньги на одни и те же цели, сдавал в аренду более половины площадей выставочного зала в центре города, постоянно жалуясь на бедность во все инстанции. При этом он систематически «забывал» платить за тепло, вынуждая художников мерзнуть в неотапливаемых мастерских. Это он сделал правление и ревизионную комиссию Союза художников «ручными», ничего не контролирующими органами, просто не выделяя деньги на независимые проверки. В целях экономии, как было цинично объявлено на одном из собраний.

Организация, насчитывающая чуть более 120 человек, платила заработную плату штату из 45 сотрудников. В многочисленной семье Евгения Варгота, кажется, не осталось родственников, не состоящих в штате Союза художников. Сегодня документальные свидетельства «художеств» Евгения Варгота с удивлением изучают в городской и областной администрациях, а также в надзорных органах.

С чего все начиналось?

Евгений Александрович приехал к нам из Казахстана без необходимых документов. Благодаря своему умению входить в доверие людей, он быстро освоился. Поняв, что художники больше всего хотят работать в мастерских, а не руководить кем-либо, он перехватил бразды правления и хорошо окопался, окружив себя послушными, мало понимающими в финансовых и организационных делах людьми.

Семья мирно трудилась, часто выезжая на приработки. И никто бы ни по какому поводу не возражал, если бы не возник вопрос о творческих мастерских, жизненно важных для каждого художника. Речь идет о муниципальных помещениях, расположенных в центре города, из которых порядка 170 квадратных метров в течение многих лет семьи Варготов занимали для проживания.

Ранее, на доверии, распределением муниципальных мастерских занимался областной Союз художников, но в 2009 году изменилось федеральное законодательство. Изменился порядок предоставления муниципальных помещений. Художникам предложили арендовать мастерские за минимальную плату. Однако большинству творческих людей это оказалось не по карману, в отличие от нашего героя. Региональное отделение Союза художников России направило в адрес руководителей города и области письма с просьбами сохранить договоры безвозмездного пользования мастерскими. И мэрия пошла навстречу.

В соответствии с действующим законодательством по решению в то время главы Челябинска Михаила Юревича в городе было создано муниципальное автономное учреждение «Челябинский центр искусств», на баланс которого передали творческие мастерские. А оно, в свою очередь, и должно было бесплатно передать помещения художникам, заключив с ними бессрочные договоры безвозмездного пользования. Казалось бы – известная, понятная и удобная для художников схема.

Однако председателя регионального отделения СХР Евгения Варгота она категорически не устроила. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы договоры заключались не с конкретными художниками, а с подконтрольной ему организацией, и были срочными. Художников он пугал тем, что их (художников) хотят выкинуть на улицу, отобрав помещения, и убедил людей не подписывать договоры с муниципалитетом, пообещав все уладить. Ничего уладить в то время он уже не мог. Городская администрация раньше художников поняла, с кем имеет дело. Поэтому в качестве меры воздействия на власть Евгений Александрович выбрал голодовку.

Зачем шантажировать власть

Информация о «массовой» акции протеста челябинских художников прошла по всем СМИ города, области и даже просочилась в федеральные агентства. В ходе акции самым грубейшим образом был неоднократно нарушен Устав Союза художников России. Переговоров с властями явно не получалось. Художники рисковали многим, часто не понимая этого.

На деле костяк «голодающих» представляла семья Евгения Варгота, также к ним присоединился секретарь Союза и ближайший соратник председателя Дмитрий Сурин и еще несколько человек. Они дружно требовали оставить «все как есть» и даже направили в мэрию от имени и якобы «по поручению общего собрания» «Резолюцию общего собрания…» с требованием ни больше, ни меньше, как отставки в то время вице-мэра Челябинска по социальному развитию Вадима Евдокимова, в ведении которого находились учреждения культуры. (Дело ли общественной организации снимать с работы чиновников?!)

Удивленный громкими заявлениями из Челябинска секретариат СХР (Москва) выслал в адрес Варгота, Сурина и членов отделения жесткую телеграмму с убедительной просьбой не выдвигать политических и административных требований, так как это противоречит действующему законодательству.

позже, при проведении персонального опроса среди художников – членов организации выяснилось, что общего собрания вообще не проводилось и о предъявленной администрации города резолюции никто не слышал.

Вот тогда у части членов организации и появилось желание выяснить, зачем это нужно было делать. А ларчик открывался просто. Оказалось, что предприимчивые Евгений Варгот, а также Дмитрий Сурин еще в начале 2008 года оформили все необходимые документы (то есть технические паспорта из БТИ, договоры с управляющими компаниями на обслуживание творческих мастерских как с собственниками помещений и прочее) для перевода в собственность пяти «своих» творческих мастерских. Речь идет о муниципальных помещениях, используемых городом под мастерские для художников. Одну мастерскую занимали для проживания Евгений Александрович с женой, две – его сын и невестка, еще две – супруги Сурины.

Похоже, власть шантажировали в личных целях.

Как поступали с инакомыслящими

Зачем нужно было отговаривать людей заключать договоры, для многих тогда оставалось загадкой. Но еще большей загадкой было то, куда деваются средства от аренды помещений выставочного зала Союза художников и почему руководство организации хронически не доплачивает за коммунальные услуги в течение последних нескольких лет. Дошло до того, что зимой 2008-2009 годов в 24 мастерских на улице Омской и в здании выставочного зала СХР на Цвиллинга за систематическую недоплату и долги за тепло за три месяца до окончания отопительного сезона отключили тепло! Такая же история случилась и в эту зиму. Долгие годы людям рассказывали одну и ту же сказку – организация бедная, а суммы коммунальщикам и энергетикам уходят огромные. На проверку годовые счета оказались в разы ниже обозначенных месячных цифр.

Кроме того, из документов Министерства культуры области стало ясно, что господин Варгот неоднократно получал бюджетные средства на поддержку творческой деятельности областной организации художников и на проведение выставок, на которые потом повторно собирал деньги с художников. Пример тому – проведение региональной художественной выставки «Урал Х». Получив деньги из бюджета, Евгений Варгот заявил приехавшим на открытие выставки художникам и руководителям других отделений СХР на Урале, что денег ему не дали, обманули, и попросил собрать искомую сумму со всех участников выставки, что доверчивые художники и сделали.

Некоторые из выставок, как, например, выставка народного художника Боровского Николая Ивановича (первого секретаря СХР, между прочим), стоившая казне около 350 тысяч рублей, вообще не проводилась. Когда чиновники поинтересовались, на что были потрачены целевые деньги, Евгений Александрович ответил: «На картриджи…» Понятно, что это уже дело настоящих финансовых проверок. В организации это не практиковалось годами. Только в 2008 году в неизвестном пока направлении «ушли» немалые деньги, предназначенные для творческой деятельности челябинских художников. Жалобы председателя, что город и область Союзу художников не помогают, оказались ложью.

А когда член правления Юрий Егаков начал задавать председателю неудобные вопросы – куда, как и насколько законно расходуются финансовые поступления в организации и прочие – его попытались исключить из Союза с удивительной формулировкой: «за распространение сведений, порочащих репутацию других членов Союза». Между прочим, все запросы (их было несколько – от художников и искусствоведов) были официальными и законными, председатель их получил больше года назад!

А ответов на них по непонятным причинам до сих пор не дал. По закону на зарегистрированные письменные запросы председатель должен дать письменные ответы в течение одного месяца. И это опять требует проверки надзорных органов, тем более, что сейчас к запросам Юрия Егакова присоединились многие члены Союза художников.

Секретариат СХР в то время, к сожалению, еще не располагал полной информацией о происходящем в Челябинске.

Почему осквернили память ветерана

Вместе с Егаковым были исключены еще пять членов организации, позволившие себе в разное время открыто выступить с критикой в адрес Варгота и Сурина. Для срочной «чистки рядов организации» Варготом и Суриным были приняты экстренные меры по исключению неугодных с указанием надуманных причин «выбытия» – как бы за неуплату членских взносов (цена вопроса – 500 рублей). Причем это было преподнесено художникам и СМИ как «решения Москвы» – то есть председатель, правление и ревкомиссия в Челябинске не имеют к этим решениям никакого отношения.

Однако из протокола заседания секретариата ВТОО «СХР» (в Москве) следует, что решения об исключениях и «выбытиях» из членов СХР были рассмотрены и приняты в Москве по ходатайству правления (читай – Варгота и Сурина) и по документам, представленным региональным отделением, то есть – тоже от Варгота и Сурина. Из-за этого «расхождения» выписки из протокола скрываются Евгением Варготом и секретарем СХР по Уралу Дмитрием Суриным от членов организации уже 10 месяцев!

Вопиющий случай произошел с выбытием из членов СХР Сергея Павловича Манаенкова 1926 года рождения. Он также был исключен с формулировкой «за неуплату членских взносов в 2008 году». Сергей Павлович – член Союза художников с 1974 года, участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.».

И в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне руководством отделения принимается решение о применении к ветерану высшей меры наказания в общественной организации – исключение из ее рядов. Может быть, стоило Евгению Александровичу попросить своих работников обзвонить, обойти всех членов Челябинской организации, «пустить шапку по кругу», собрать эти 500 рублей — по 3-5 рублей с каждого – и уплатить деньги за ветерана? Вряд ли кто-то бы отказался.

Только вот умер Сергей Павлович три с лишним года назад. Оскорблена была память о ветеране. История получилась более чем некрасивая. Решение об исключении вышеупомянутых членов организации было отменено. Однако извинений люди не услышали.

- Какими бы предлогами не мотивировалось исключение, ясно, что исключены те, кто выступил против положительной оценки деятельности председателя на отчетном собрании (в 2009 году), те, кто попросил сделать прозрачными доходы и расходы отделения Союза, те, кто был против голодовки, проведенной в июне 2009 года. Все это происходит на фоне не урегулированных вопросов с администрацией города Челябинска о творческих мастерских художников… Действия Евгения Варгота вредны и разрушительны для культурной жизни нашего региона и наносят вред имиджу уважаемой творческой организации, какой сегодня является Союз художников в Челябинской области, – такую оценку дал в то время министр культуры Челябинской области Владимир Макаров в своем обращении к председателю Союза художников России Андрею Ковальчуку.

Кто станет преемником?

Сегодня члены регионального отделения СХР начинают разбираться в ситуации, и намерены закончить эру бесконтрольного правления Евгения Варгота. То, что они больше не верят своему председателю (сроки полномочий которого истекли, между прочим, 23 мая 2010 года), стало ясно после несостоявшегося отчетно-выборного собрания в начале августа. Когда Дмитрий Сурин сам назначил себя председателем собрания, объявив, что он это делает по «поручению московского секретариата», терпение собравшихся лопнуло. Это опять было грубейшим нарушением Устава. Люди устали от манипуляций и лжи. Группа художников покинула собрание, лишив его возможности принимать какие-либо легитимные решения.

Люди поняли, что им нужно выбрать председателя, способного вести диалог с властями в интересах художников, умеющего решать проблемы без истерик, шантажа и обмана. Сегодня и художники, и власть заинтересованы в позитивном развитии взаимных отношений, создании условий для творческой деятельности организации с почти 75-летней историей.

Сейчас у художников много опасений, что им будут предложены кандидатуры из числа соратников прежнего руководства (господ Варгота и Сурина). Уже появилось предложение «дать дорогу» сыновьям Евгения Александровича и их товарищам, в том числе и из прежнего состава бывшего «карманного» актива правления и такой же ревизионной комиссии. В случае, если одна из этих кандидатур будет одобрена на пост председателя областной организации, Союз получит фиктивного лидера. Возможно, он нужен не только для того, чтобы определенные люди могли и дальше пополнять содержимое своих карманов. Важно еще закрыть доступ к документам и скрыть то, что уже было сделано. Ни о каком развитии организации в таком случае речи уже не может быть.