31 марта 2010, Автор: Алексей СВИРИДОВ.

ФОМС планируют зачистить?

ФОМС планируют зачистить?

В понедельник 29 марта в Сатке состоялся судебный процесс по выбору меры пресечения для главного врача медицинской части «Магнезит» Анатолия Громова. По решению Саткинского городского суда обвиняемому в организации убийства руководителя регионального фонда обязательного медицинского страхования Валерия Некрасова теперь придётся находиться под домашним арестом. Сегодня, спустя три дня после вынесения решения, этот приговор вступает в законную силу при условии, что его никто не оспорит.


«Карточная» версия

Это дело, по словам адвоката Сергея Горина, защитника главного врача медсанчасти «Магнезит» Анатолия Громова, состоит из «сплошных нестыковок». Одной из таких является отсутствие мотива для убийства, точнее говоря, его очевидная надуманность и неправдоподобность.

Напомним: следственное управление СКП РФ по Челябинской области некоторое время назад объявило о том, что заказчик убийства найден. Им, по версии следствия, оказался главврач МУЗ «Магнезит» Анатолий Громов. Причиной убийства, совершённого в ноябре 2009-го, послужили вскрывшиеся нарушения при закупке лекарственных препаратов. Ущерб от неэффективной траты денег, опять же по версии следствия, составил около двух миллионов рублей.

Обвинение, по словам адвоката, основывается на справке об итогах проверки закупки лекарств на 2008 год, которая датирована 21 января 2009 года, и на показаниях задержанных обвиняемых.

- Этот документ был обнародован и находился в свободном доступе за десять месяцев до убийства, с ним мог ознакомиться любой желающий, - говорит Сергей Горин. – К тому же эта справка в целом положительно характеризует и Громова, и его медсанчасть. У Валерия Некрасова отсутствовали претензии по итогам той проверки. Абсурдно полагать, что спустя десять месяцев после появления письменного документа в виде справки, с которой сам Громов был ознакомлен в день ее издания - 21 января 2009 года, он решил организовать убийство. Публичность этого документа, знание многих лиц о его содержании лишают всякого смысла любые действия, направленные на убийство руководителя ФОМСа. Особенно если учесть тот факт, что никакого криминального подтекста в этой справке нет.

Поводом к организации такого шага следствие называет разговор в кабинете главы Сатки Владимира Хлысты. По версии следствия, главврачу было сказано, что руководитель регионального ФОМСа вскрыл нарушения при закупке лекарств. Громову было предложено уволиться «по собственному».
Однако у стороны защиты иная версия. Сергей Горин не отрицает, что разговор в кабинете Владимира Хлысты 26 октября 2009 года действительно состоялся, только речь там шла не об этом.

- Горнозаводской район неведомым образом исчез из перечня медицинских округов области, - рассказывает адвокат другую версию. – Это могло привести к потере рабочих мест, приватизации здравоохранения и к тому, что людям негде было бы получить медицинскую помощь. Подобное «безобразие» публично объяснялось оптимизацией расходов на здравоохранение, но на деле преследовало иные цели. Ликвидация отдельных медицинских округов позволяла в итоге навсегда «похоронить» злоупотребления многих чиновников от здравоохранения в вопросе, мягко говоря, нецелевого использования бюджетных денежных средств. Тогда среди врачей начались волнения, было даже объявлено о голодовке в бакальской больнице. Громов был обязан встать во главе этой борьбы, его к такому шагу обязывало и должностное положение, долг врача и совесть. И в кабинете Владимира Хлысты главврачу МУЗ «Магнезит» на самом деле было сказано, что им не доволен министр здравоохранения области Виктор Шепелев, в том числе из-за гражданской позиции этих людей, из-за придания публичности этому острому вопросу, публичности, крайне невыгодной вышеназванным чиновникам. Видимо, у главы МР есть свои причины скрывать истинное вышеизложенное содержание разговора, свои цели для создания ложной версии, ложной мотивации убийства Некрасова.
Две версии сходятся в одном: Громову было предложено уволиться по собственному желанию. Первая версия, которую выдвигает следствие, утверждает, что после этого разговора Громов решил организовать убийство Некрасова. Вторая, подкреплённая не только свидетельскими показаниями, но и фактами, утверждает обратное: тогда Громов поехал к Некрасову решать возникшую проблему.

Глава регионального ФОМСа на встрече, прошедшей в дружеской обстановке, сказал, что у него нет претензий к работе человека, которого он сам когда-то уговорил занять этот пост, а вопрос о медицинских округах действительно требует вдумчивого подхода и разрешения в интересах людей и закона и вопреки возможным коррупционным схемам. Некрасов пообещал вернуться к рассмотрению данных вопросов и более детально обсудить их с Громовым после выздоровления последнего, ориентировочно в первых числах декабря 2009 года. Громов вернулся в Сатку вполне удовлетворенный тем обстоятельством, что необоснованные претензии лично к нему и к медперсоналу больницы будут признаны необъективными. Так бы и было, однако через некоторое время Некрасов пал от рук киллеров в подъезде собственного дома.

Факты в зеркальном отражении

Ни один из опрошенных коллег главврача медсанчасти «Магнезит» в причастность Анатолия Громова к убийству Валерия Некрасова не верит.

- Анатолий Иванович – единственный главный врач, при котором что-то стало меняться, - отмечает заведующая родильным отделением МУЗ «Магнезит» Ольга Баруткина. – Мы проработали с ним четыре года, и перемены к лучшему налицо: нет недостатка в медикаментах, хорошо оснащена палата интенсивной терапии новорождённых, нет проблем с работой хозяйственной части, а раньше они были… Анатолий Иванович проявил себя только с положительной стороны.

Такого же мнения придерживаются и многие другие.

- Он очень инициативный человек, и это очень важно, - рассказывает заведующая гинекологическим отделением Надежда Кондюкова. – Он много сделал для больницы. Благодаря таким, как он – пробивным и радеющим за дело, в России жизнь изменяется к лучшему. Если нам удастся его отстоять, то мы будем верить в то, что наше общество является демократическим.

Версию о том, что Некрасова заказал Громов, правдоподобной не считает практически никто.
- Да она рассыпается, как карточный домик, там одна нестыковка на другой, - говорят коллеги Громова. С этим сложно поспорить, особенно если учесть, что до некоторого времени основной версией являлась другая.


Версия № 1

Сразу несколько телеканалов и сайтов обратили внимание на то, что в качестве рабочих версий рассматривались разные, вплоть до абсурдных. Однако, как сообщают челябинские СМИ, из поля зрения случайно или намеренно выпала версия о том, что Некрасов хотел пресечь фактическую монополию ряда страховых компаний.

Председатель ассоциации медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев одним из первых публично заявил: «Некрасов пытался изменить условия конкурсной документации и, как следствие, финансовые потоки, которые идут по льготному медицинскому обеспечению. Это могло послужить основанием для того, чтобы расправиться с неугодным чиновником. Как указывают СМИ, фактической монополией на рынке страхования неработающего населения обладает компания «Астра-Металл», которой когда-то руководил Роман Панов, а ныне его отец.
Сам же Роман Панов до осени 2005 года, что очень важно, возглавлял совет директоров страховой компании «Астра-Металл» - супермонополиста на рынке страховых медицинских услуг Челябинской области. Обратите внимание, что именно 2005 год стал временем революционных перемен в сегменте медицинского страхования на Южном Урале. Магнитогорская компания «Астра-Металл» была признана победителем конкурса на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию всего неработающего населения Челябинской области, численность которого составляет 1,8 миллиона человек.
Как считают журналисты, дополнительным фактором, заставляющим обратить внимание на эту версию, является ещё одно обстоятельство. Дело в том, что Анатолий Громов был в спешке официально назван заказчиком убийства Валерия Некрасова почему-то 18 марта, ровно через три дня после того, как президент страны Дмитрий Медведев определился с кандидатурой губернатора. То есть «человек из списка», имевший прямое отношение к страховой медицине, оказался в непростом положении…

Версия № 2

По словам Сергея Горина, согласно этой версии, организатором убийства является известный в Сатке предприниматель и криминальный авторитет Геворк Мурадян. На протяжении последних трёх-четырёх лет легальный бизнес Мурадяна стал приносить ему меньшие доходы, чем раньше. И всё это время во всех своих бедах Мурадян винил Некрасова: тот, будучи главой Саткинского муниципального района, не давал предпринимателю развивать многие направления бизнеса. Доходы от легального бизнеса у Мурадяна снизились, и это послужило причиной того, что ему были высказаны претензии на сходке, прошедшей в Уфе в октябре минувшего года. «Бизнесмену», очевидно, настойчиво порекомендовали решить эту проблему. По возвращении из Уфы Мурадян находился в подавленном состоянии и высказанными в его адрес претензиями и своими планами поделился со многими.

В связи с вышеизложенными событиями и фактами о наличии собственной мотивации у Мурадяна, заказчикам будущего преступления не пришлось долго уговаривать криминального авторитета организовать убийство Некрасова. Мурадян нанял двух человек, которым пообещал заплатить за убийство Валерия Некрасова по 450 тысяч.
Однако эта версия, признаваемая основной со дня убийства Некрасова, в феврале 2010 года перестала рассматриваться. Основной стала та, согласно которой подстрекатель и организатор убийства – Анатолий Громов.

Факты, по словам Сергея Горина, в этой ситуации искажаются порой с точностью до наоборот. К примеру, Геворк Мурадян, являясь наркозависимым, часто обращался к Громову за помощью, а тот как давний знакомый и врач не мог ему отказать в лечении, что в настоящее время ставится в вину Громову.


Разменная монета

По словам Анатолия Громова, сейчас он чувствует себя лучше, чем раньше, хотя происходящее здоровья ему не добавляет. Естественно, на вопрос, почему обвиняемым оказался именно он, у него есть своя точка зрения.

- Я самая удобная фигура для того, чтобы не задеть более значимых лиц в Челябинске и других местах, - делится предположениями главный врач МУЗ «Магнезит». – Валерий Некрасов после проверки, проведённой центральным аппаратом ФОМСа, вскрывшим нецелевое использование средств на сотни миллионов рублей, вынужден был инициировать множество проверок. В их ходе вскрылись финансовые злоупотребления в Челябинской области по линии здравоохранения на многие сотни миллионов рублей, о чём сам Некрасов публично и неоднократно докладывал руководству. Попытка «под шумок» сократить медицинские округа с треском провалилась благодаря многим людям, в том числе и Валерию Некрасову. Угрозы в его адрес, а такие действительно были, не возымели своего действия. Возможно, заказчики его убийства поняли, что иного пути у них нет. И под таким мотивом лежат не два миллиона рублей, а сотни и сотни миллионов. В связи с этим у меня есть вполне обоснованные опасения за свою жизнь, тем более что ранее сотрудники правоохранительных органов неоднократно предупреждали меня, что для того, чтобы меня убить, уже прибыл киллер из Армении, и мне неоднократно предлагали охрану.

Напомним: на прошедшем в понедельник судебном процессе избрана только мера пресечения. Суду ещё предстоит разобраться в этом деле для того, чтобы вынести приговор. А пока же спешка, с которой был определён подозреваемый, и логика событий заставляют говорить о том, что самым благополучным исходом этого дела для тех, кто стоит за всеми событиями, станет смерть Громова.