15 января 2010, Автор: Наталья ФИРСАНОВА. Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Последняя надежда больного

Последняя надежда больного

В минувшем году в Челябинской областной больнице провели первые три операции по пересадке почки. Каковы перспективы развития трансплантологии в регионе? Об этом шла речь на «круглом столе», организованном сайтом Cheldoctor.ru.

Трансплантология – это область медицины, которая занимается вопросами пересадки органов и тканей.

- Почему мы начали заниматься трансплантацией? Ответ прост – потому что это нужно людям, - говорит главный врач Челябинской областной больницы Александр Журавлёв. – Трансплантация – последняя надежда больного. Это единственный шанс помочь пациенту, когда исчерпаны все методы консервативного и хирургического лечения.

Сегодня, по данным заместителя начальника управления организации медицинской помощи взрослым и детям областного минздрава Юрия Тюкова, в регионе проживает 39 человек с пересаженными органами. Раньше жителям нашей области приходилось ехать на трансплантацию в Екатеринбург, Москву, Новосибирск, Уфу. С августа 2009 года операции по пересадке почки начали делать в Челябинске.

- Число пациентов с хронической почечной недостаточностью растёт, - говорит врач отделения гемодиализа областной больницы Константин Ахматов. – А трансплантация позволяет решить целый комплекс проблем. Во-первых, сокращается число пациентов, получающих заместительную почечную терапию. Во-вторых, значительно улучшается качество жизни больных.

Сегодня в Челябинской области находится на гемодиализе порядка 450 больных. Примерно половине из них показана трансплантация. В регистре ожидания 62 человека, для которых пересадка почки – единственный шанс сохранить жизнь. Но главная проблема – поиск доноров.

- Мы планировали начинать с пересадки почек от умерших людей, - рассказывает заведующий хирургическим отделением № 2 областной больницы Евгений Полторак. – Но оказалось, у нас немало героических людей, готовых пожертвовать свою почку, чтобы спасти родного человека. Родственная трансплантация – это двойная ответственность. Ведь вместо одной операции предстояло делать сразу две. При этом так, чтобы не навредить здоровью донора. Мы пошли на этот шаг.

Первая прооперированная пациентка Фаина называет это днём своего рождения.

- Чувствую себя как младенец, - улыбается она. – После операции в моей жизни очень много хорошего произошло. Нормализовалось давление, прошли головные боли. А моя старшая сестра – настоящая героиня. Она предложила отдать свою почку. Я так переживала, боялась за сестру. Ведь у неё четверо детей. Но операция прошла удачно. Жаль, что до этих счастливых дней не дожила моя мама…

Фаина уже собирается выйти на работу. Она – медсестра.

Марина Бондаренко спасла жизнь своему сыну. Мальчик родился с аномалией почек.

- Когда узнали, что в Челябинске делают операции по пересадке почки, сразу пошли на консультацию, - рассказывает Марина. – Состояние сына ухудшалось, надо было срочно принимать решение.

С момента операции прошло чуть меньше трёх месяцев, но мама с сыном уже строят планы. «Будем жить!» - радуются они. В настоящее время к пересадке почки готовятся ещё две родственные пары. А вот 32-летний Александр согласен на пересадку почки от умершего человека – шансов на родственную трансплантацию у него нет.

- Терять мне нечего. Я живу в Бредах. Два раза в неделю приезжаю в областную больницу на гемодиализ. Надеюсь, что после операции жизнь изменится к лучшему, - говорит он.

- Правовая база в России позволяет заниматься трупным донорством, и мы будем работать в этом направлении, - комментирует Евгений Полторак. – Умерший человек может дать шанс на жизнь другим людям. Его органы могут спасти жизни четырёх-шести человек.

По словам специалистов, человек мёртв, когда официально констатирована смерть мозг», даже если ещё бьётся сердце.

- Современные методики позволяют со стопроцентной гарантией установить смерть мозга, - отмечает главный анестезиолог-реаниматолог области Валерий Духин. – После этого можно взять его органы, которые позволят спасти жизнь тяжелобольному человеку. Но в России существует так называемая презумпция согласия на взятие органов. Если умерший человек ещё при жизни оставил письменное заявление об отказе от посмертного донорства, то у него не имеют права изъять органы.

Кстати, церковь приветствует донорство. Например, в Испании, одной из самых передовых стран в трансплантологии, над входом в храмы написано: «Не берите свои органы на небо. Они могут спасти жизнь тем, кто остался на земле».

В недалёком будущем челябинские хирурги планируют осваивать операции по пересадке печени.

- Мы подготовили необходимый перечень оборудования, оснащения, - говорит Евгений Полторак. – Если нас поддержит руководство областного Минздрава, думаю, через полтора-два года мы сможем заниматься трансплантацией печени.