5 ноября 2009, Автор: Cветлана ШЛЫКОВА. Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Ошибочка вышла

Ошибочка вышла

В споре отделения Пенсионного фонда России по Челябинской области и городской комиссии, защищающей права участников боевых действий и членов их семей, поставлена точка. ОПФР обязали восстановить права вдов на меры социальной поддержки. Борьба, которая велась аж с 2005 года, закончилась победой общественной организации.

Предыстория вопроса такова. Челябинку Ольгу Зырянову, вдову погибшего в Чечне военнослужащего, оставили без мер социальной поддержки, которые обязаны предоставлять по закону. (Под мерами социальной поддержки подразумевается ежемесячная небольшая денежная выплата и пакет, включающий в себя дополнительное медобслуживание, бесплатный проезд к месту лечения и пригородное железнодорожное сообщение.) Когда сыну молодой женщины исполнилось 14 лет, вдове прекратили выдавать не только пенсию, но и забрали так называемый соцпакет. Теперь его вернут. Но для этого потребовалось истратить столько сил!

- Ситуация была до банального простая, - говорит ответственный секретарь городской комиссии по работе с участниками боевых действий и членами их семей Владимир Солнцев. - Верховный суд Российской Федерации ещё в позапрошлом году принял решение, которое отстаивает интересы вдов участников и ветеранов боевых действий на получение ими мер социальной поддержки в период, если они ещё не достигли пенсионного возраста.

Есть такой закон «О ветеранах». Его 21-я статья говорит, что если участник боевых действий или ветеран погибает при исполнении служебных обязанностей, то члены семьи, находившиеся на его иждивении, достигшие пенсионного возраста или нетрудоспособные получают право на пенсию и меры социальной поддержки. А вторая часть этой статьи гласит, что родители и вдова погибшего имеют право на меры социальной поддержки немедленно и независимо от возраста или трудоспособности. Однако пенсионный фонд РФ, в том числе и его челябинское областное отделение, пытались с этой нормой играть. Суд первой инстанции тоже трактовал закон по-своему.

Когда ни обращение в Челябинское отделение Пенсионного фонда РФ, предоставляющее данную помощь, ни иск в федеральный суд Центрального района города не восстановили справедливость, за дело взялась комиссия по работе с участниками боевых действий и членами их семей, работающая при администрации Челябинска и городской думе.

Однако судебное решение в пользу челябинки не являлось единственной целью городской комиссии по работе с участниками боевых действий и членами их семей. Добиваться своих прав в суде, если они прописаны на бумаге, согласитесь, глупо. Поэтому председатель комиссии, депутат Челябинской городской думы Владимир Смирнов направил в комитет по делам ветеранов Государственной думы письмо, в котором изложил суть вопроса. И попросил прокомментировать, почему на вторую часть федерального закона в пенсионном фонде не обращают внимания.

Из Москвы пришёл ответ. Коллеги Владимира Ильича сообщили, что сами они такую ситуацию комментировать не имеют право, но вот Минздравсоцразвития, на разъяснения которого ссылались в ОПФР и куда запрос переслали, даст ответ обязательно. И ответ пришёл. В письме говорится, что отделению Пенсионного фонда РФ по Челябинской области указано, что второй пункт статьи учитывать следует во что бы то ни стало. Челябинский ОПФР обязали проинформировать заявителя, что будут приняты меры.

И вот на прошлой неделе заместитель управляющего отделением пенсионного фонда РФ по Челябинской области Леонид Устелемов признал, что «пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» предоставлена возможность получения мер социальной поддержки и трудоспособным лицам». Однако заметил, что в статью были внесены изменения 18.07.2009 года и распространены они на правоотношения, возникшие с 01.07.2009.

- Постойте, какой 2009 год? – улыбается ответственный секретарь комиссии Владимир Солнцев. – Наше отделение пенсионного фонда пытается себя оправдать. Но эта норма появилась не в 2009 году. И определение Верховного суда, сделанное раньше, это подтверждает. Если ОПФР готов немедленно восстановить соцподдержку, но не собирается вернуть то, что было положено получать вдовам в течение предыдущих лет, то мы снова можем отправиться в суды!

В Пенсионном фонде настаивают на своём:

- По закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года право на меры социальной поддержки супруга погибшего или умершего ветерана боевых действий имела в том случае, если находилась на иждивении погибшего и получала пенсию по потере кормильца или имела на неё право, - говорит главный специалист-эксперт отдела социальных выплат ОПФР по Челябинской области Наталья Бойко. - Челябинка Ольза Зырянова имела такое право до достижения её ребёнком 14-летнего возраста. А после этого выплата ЕДВ ей была прекращена. Независимо от указанных выше условий ЕДВ могли получать только одиноко проживающие вдовы, а поскольку Ольга Зырянова проживает с сыном, она не попадала под норму действующего закона.

Однако 21 июля 2009 года в «Российской газете» был опубликован федеральный закон «О внесении изменений в статью 21 федерального закона «О ветеранах» Согласно этим изменениям право на меры социальной поддержки предоставляется всем вдовам ветеранов боевых действий при условии, если вдова не вступила в повторный брак и проживает одиноко, либо с детьми до 18 лет, либо с детьми-инвалидами независимо от их возраста, либо с детьми в возрасте до 23 лет, обучающимися на дневном отделении учебного заведения. Новая редакция статьи закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 года. Поэтому если Ольга Зырянова обратится вновь в Пенсионный фонд с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты, то она ей будет назначена по закону.

Председатель городской комиссии по работе с участниками боевых действий и членами их семей Владимир Смирнов замечает:

- Пенсионный фонд – очень серьёзная структура, которая чётко выполняет все законы и инструкции внутри ведомства. Но вот эти внутриведомственные документы не всегда соответствуют закону. Сейчас нам пришлось судиться, ссылаться на практику Верховного суда, чтобы доказать Пенсионному фонду, что вдовы и родители погибших участников боевых действий имеют право на соцпакет даже, если не достигли пенсионного возраста. Это чётко прописано в законе. Но нестыковки федерального законодательства и внутренних инструкций, которыми руководствуется Пенсионный фонд, делали своё дело.

…Вот уже почти десять лет городская комиссия по работе с участниками боевых действий и членами их семей защищает права военнослужащих и выискивает разные нестыковки в законах. Возникла комиссия в постперестроечное время.

- Тогда достаточно остро стояли вопросы исполнения действующего законодательства и даже его несовершенства, - рассказывает председатель комиссии по работе с участниками боевых действий и членами их семей Владимир Смирнов. – Вторая Чеченская компания уже началась… Многие общественные объединения пытались найти ответы на интересующие вопросы. Но сделать это было сложно по разным причинам. Поэтому в администрации Челябинска возникло решение создать комиссию, в которую бы входили представители всех размещающихся на территории города силовых ведомств, военкоматов, различных управлений и общественных организаций. Координировать работу по поддержке участников боевых действий и стала наша комиссия.

Положение об организации утверждал глава города. Он же прописал, что руководить комиссией должен депутат. Так что для заместителя председателя Челябинской городской думы Владимира Смирнова (к слову, народного избранника уже четвёртого созыва) работа в комиссии – общественная.

- Наша комиссия существует совсем не для галочки, - продолжает Владимир Ильич. – Скольким она помогла, трудно подсчитать. А ведь единственный человек, который работает в комиссии на освобождённой основе, это её ответственный секретарь Владимир Солнцев. Ему приходится изучать такое огромное количество документов, что даже юристы удивляются. Честно скажу: нам просто повезло, что есть такой неравнодушный и грамотный специалист как Владимир Георгиевич.

Проблемы, с которыми обращаются в комиссию челябинцы, в основном связаны с двумя моментами. Во-первых, несовершенством действующего законодательства. Во-вторых, даже если норма прописано в законе, не всегда она исполняется. И надо сказать, что нарушение прав участников боевых действий и членов их семей происходит и в воинских частях, и различными структурами на местах. Проблемы, конечно же, меняются. Например, в начале двухтысячного года наиболее злободневным был вопрос о выдаче ветеранских удостоверений. Именно по ним предоставлялись льготы, поэтому «корочки» были нужны. Но их не выдавали по причине… отсутствия бланков! То есть закон был, а самих бланков нет. Участники боевых действий не могли получить их годами. Доходило до того, что члены комиссии обращались к главе города, чтобы временно предоставить ветеранам взамен федеральных льгот местные.

- Сейчас вот занимаемся другими вопросами, - добавляет Владимир Смирнов. – С выдачей соцпакета только что разобрались. А вот в отношении поддержки семей ветеранов, которые умерли вернувшись домой, ясности пока нет. Допустим, участник боевых действий не успел получить удостоверение и умер уже в мирной жизни. По любой причине, не важно сердце ли остановилось или машина сбила. Человек в любом случае ветеран, но без удостоверения возникает проблема по предоставлению льгот его семье. Надеемся, что справедливость восторжествует и в этом вопросе. Ведь за каждой запятой стоит судьба человека.