21 октября 2009, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА. Фото Валерия БУШУХИНА.

Дом для роботов

Дом для роботов

У учеников 31-го лицея есть прекрасные помощники, которых они создали своими руками. Собранные в стенах учреждения лего-роботы умеют петь, танцевать, взбираться по лестницам, преодолевать вместе с грузами различные препятствия, разливать жидкости, нарезать яблоки и даже рисовать граффити. Но если раньше ребятам приходилось испытывать их в коридоре, то теперь у роботов появился свой «дом» - отдельная лаборатория. Открытие состоялось вчера.

- Раньше мы делали роботов в кабинетах, где потом проходили другие уроки, - рассказал ученик 11-го класса Данил Аюпов. - Это было не очень удобно, поскольку после занятия роботов надо было убирать в коробки. Теперь есть место, где их можно оставить. А если мы что-то не успеем, сможем после уроков вернуться в лабораторию и поработать, никому при этом не помешав.

Несмотря на то, что накануне открытия в помещении ещё заканчивались монтажные работы, дети уже чувствуют себя в лаборатории полноправными хозяевами. Здесь молодёжь может собирать роботов из конструкторов, писать для них программы и испытывать в действии. В кабинете 15 столов, за каждым из которых обычно занимаются по два человека. Как правило, над созданием искусственного разума школьники работают не в одиночку, а небольшими группами. Собрать и написать программу для простого робота-тележки можно часа за два. На создание многофункционального «железного помощника» уходит несколько дней.

- Мой робот-машинка возит тележку и при этом поёт песенку, - поделилась с корреспондентом «Полит74» одиннадцатиклассница Наташа Самойлова, которая в этом году собирается на лего-олимпиаду. - Раньше он усиками шевелил, но мы решили отказаться от этого. Буду ещё совершенствовать его.

Всего в лицее 35 лего-наборов разных модификаций. Как отметил присутствующий на открытии лаборатории начальник городского управления по делам образования Александр Кузнецов, немногие учреждения могут похвастаться таким количеством комплектов. Это позволяет создавать роботов разных конфигураций, выполняющих самые неожиданные функции.

Лаборатория создана на внебюджетные средства — помогли родители, бывшие ученики и спонсоры. На ремонт кабинета и покупку оборудования было потрачено около миллиона рублей. Кстати, это уже третий по счёту специализированный кабинет в учреждении (в двух других ребята занимаются практической физикой). Разрабатывал лабораторию заместитель директора 31-го лицея по информатизации Александр Погодин.

- Мы никогда не привлекаем к работе специализированные организации, - прокомментировал его коллега, замдиректора по науке Иван Иоголевич. - Всё, что создаётся в лицее, придумывают наши учителя. Кстати, в области компьютерных технологий наше учебное заведение всегда было в числе лидеров. В 1988 году, когда я сам тут учился, у нас появились первый в городе компьютерный класс. В других школах в это время информатику изучали, сидя за партами. Дети рисовали клавиатуры в тетрадках. У нас были нормальные компьютеры, объединённые в сеть.

Новая лаборатория создана, чтобы дать ребятам возможность увидеть действие законов, которые они изучают, и попытаться подчинить их себе.

- Эта работа позволяет детям решать практические задачи, - рассказал Александр Погодин. - Подобные занятия ближе к реальности, чем многие курсы, поэтому они популярны у наших учеников. При создании лего-робота используется математика, физика, программирование, теория механизмов и машин. В нашей программе есть даже элементы вузовского курса «Сопротивление материалов».

Кстати

Помимо детей, в лаборатории будут заниматься педагоги других школ, где есть соответствующий курс. Рассказывать коллегам секреты лего-программирования будет Александр Погодин. Ему есть, чем гордиться: на последних международных соревнованиях по лего-роботам ученики 31-го лицея заняли второе место в творческой категории «Роботы и искусство».