8 апреля 2009, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Какие гостиницы Челябинска переживут кризис?

Какие гостиницы Челябинска переживут кризис?

В последние годы одним из самых динамично развивающихся направлений в Челябинске стало гостиничное хозяйство. Сегодня в нашем городе можно встретить гостиницы и отели на любой вкус и достаток. И даже экономический кризис, по мнению игроков рынка, не приведет к сокращению таких предприятий. Впрочем, проблемы тоже есть. Сегодня представители крупных и востребованных гостиниц нашего города и учебных заведений, где для них готовят кадры, а также гости из области собрались на круглом столе, чтобы поделиться опытом и вместе наметить перспективы развития.

Мероприятие проходило в конференц-зале гостиницы «Малахит» и носило название «Гостиничный бизнес: опыт, проблемы и перспективы». Его организатором выступило ОАО «Гостиничное хозяйство». Начался круглый стол с исторического экскурса: представитель каждого заведения кратко рассказал о его истории и особенностях на современном этапе. Первой слово взяла директор старейшей в городе гостиницы «Южный Урал» Елена Гусева. Это заведение в 1936 году проектировал итальянский архитектор (ранее на этом месте располагался женский монастырь). Какое-то время в здании размещался госпиталь, потом оно стало любимым местом остановки советских эстрадных звезд.

Самая крупная гостиница в городе - «Малахит». Она, по данным директора Натальи Пыжиковой, может принять одновременно 700 человек. Построена в 1979 году. В 70-80-е годы считалась образцом городской архитектуры. В начале XXI века подверглась масштабной реконструкции и модернизации. Работы по приданию заведению современного облика продолжаются и сейчас. Среди участников спортивных соревнований, работников бюджетных организаций и граждан невысокого достатка популярна гостиница «Уралочка». В сутки она может принять до 220 человек. Ее основное преимущество — наличие недорогих номеров.

Гостиница «Царский двор», напротив, рассчитана на обеспеченную публику. Это достаточно молодое заведение, главной фишкой которого можно считать интерьер в стиле дворцовой эпохи времен правления династии Романовых. В этом стиле выполнены номера и залы. Клиенты могут заказывать эксклюзивные блюда у местных шеф-поваров. К числу бизнес-отелей относится «Алмаз», номера которого содержат все, что нужно деловым людям в поездках. Еще одна отличительная черта — наличие конференц-залов вместимостью от 20 до 70 мест.

Пользуясь случаем, журналисты поинтересовались у Елены Гусевой, каким гостиницам, на ее взгляд, будет проще пережить кризис: элитным или эконом-класса. По мнению Елены Юрьевны, остаться должны все, ведь Челябинск — город деловой. Основная часть гостей приезжает к нам не на отдых, а в командировки. За номера они расплачиваются не своими деньгами, а средствами, которые выделило на поездку предприятие. На то, чтобы подыскивать более экономичные гостиницы, у деловых людей нет ни времени, ни необходимости.

В то же время гостиницы и отели нашего города работают для определенных категорий клиентов. Рынок четко сегментирован, поэтому все гостиницы востребованы в той же мере, что были до кризиса. Звезды эстрады советской эпохи по-прежнему предпочитают «Малахит», современные исполнители (в особенности представители группы, именуемой попсой) останавливаются за городом, люди, приезжающие в командировки, выбирают заведения в центре Челябинска, поближе к местам встреч. У руководства гостиниц и отелей нет необходимости менять ценовую политику. Если изменения и были, то, по словам Елены Гусевой, незначительные. К примеру, в гостиницах «Южный Урал» и «Омская» так и остался сезонный график цен.

В то же время на уровне заработных плат сотрудников отрасли кризис отразился сразу. По словам директора гостиничного комплекса «Азия» (Магнитогорск) Петра Бибика, если в прошлом году горничные на его предприятии получали 8-10 тысяч, то теперь — 6-8. Зарплата администраторов упала с 14-17 до 10 тысяч рублей. Зато удалось сохранить костяк коллектива. Рвение к труду в «Азии» поддерживается путем проведения различных конкурсов профмастерства, мастер-классов и поощрения лучших сотрудников.

«Кризис для нас имеет две стороны медали, - рассказал Петр Бибик. - С одной стороны, мы постоянно развивались, а теперь приходится возвращаться к тому, что было раньше. С другой стороны, появились дополнительные рычаги сдерживания кадров. Допустим, горничных и администраторов гостиницам хватает. Но потребность в техническом персонале (слесарях, лифтерах, сантехниках) есть практически у всех. Сегодня, когда на промышленных предприятиях сокращения, а зарплата упала до нашего уровня, мы имеем возможность брать на работу за те же деньги квалифицированных людей, а не кого попало. Можно ужесточать требования к сотрудникам и тем самым делать лучше обслуживание».

Кстати, требования к работникам гостиничного хозяйства и их квалификация — еще одна проблема отрасли. Если администраторов в последнее время стали готовить в учебных заведениях города, то на горничных не учат нигде. Да и молодежь не стремится работать в этой должности. Горничными устраиваются женщины в возрасте. Студенты вузов и сузов, получающие образование по специальностям «гостиничный сервис», «социально-культурный сервис и туризм», «туризм и гостиничное хозяйство» и так далее, видят себя управляющими и директорами отелей. Многие отказываются от работы горничными даже на практике. Между тем участники круглого стола сходятся во мнении, что любой руководитель должен изнутри знать работу своего предприятия, пройти все ступени.

Принимая на работу недавних выпускников, руководители гостиниц сталкиваются с тем, что далеко не все имеют практический опыт. А ведь знание теории — лишь половина успеха. Поэтому часть заведений гостиничного хозяйства вводит специальные курсы по адаптации персонала, либо приставляет к молодым сотрудникам наставников. В гостинице «Уралочка» вообще с этого года предлагают студентам и учащимся пройти полноценный курс практической подготовки, в ходе которого они смогут получить все необходимые знания. Услуга не бесплатная — молодому специалисту придется заплатить 3000 рублей. Пока нашлась только одна студентка, которая согласилась пройти практику за дополнительную плату. У некоторых участников дискуссии такое предложение вызвало массу вопросов.

«Вы говорите о том, что вузы и сузы готовят специалистов, которых необходимо переучивать, - подметил представитель турфирмы «Сусанин» Анатолий Гуревич. - Но учебные заведения не получают от вас заказов, какие специалисты и в каком количестве нужны. Не звучат требования к качеству их знаний. Почему наши девушки не хотят работать горничными, но не считают зазорным ехать в США по программе Work and Travel и заниматься этим там? Это тоже практика, за которую никто не думает брать с них денег, они сами едут зарабатывать. А вы им предлагаете зарплату уборщицы - 6-8 тысяч рублей. При таком отношении и уровень квалификации будет соответствующим».

В завершении круглого стола представители учебных заведений и гостиничного хозяйства решили сотрудничать более тесно. Последние обещали сформировать для вузов и сузов требования, чтобы была возможность корректировать свои программы обучения. Закончилась встреча экскурсией по гостинице «Малахит».